Введение в управление проектами внедрения ERP-систем

3.1.2.Серия стандартов ISO

ISO 9000 – серия международных стандартов (англ. International Standard Organization), содержащих термины и определения, основные принципы менеджмента качества, требования к системе менеджмента качества организаций и предприятий, а также руководство по достижению устойчивого результата.

Стандарты серии ISO 9000, принятые более чем 190 странами мира в качестве национальных, применимы к любым предприятиям независимо от их размера, форм собственности и сферы деятельности.

Появился стандарт в 1987 году, обновляется периодически, иногда с полным пересмотром. Так, в 2015 г. он был серьезно пересмотрен в очередной раз.

В России аналогами ISO 9000-2015 и ISO 9001-2015 являются ГОСТ Р ИСО 9000-2015 и ГОСТ Р ИСО 9001-2015, они введены в действие 1 ноября 2015 года, утверждены в Росстандарте 28 сентября 2015 года.

Это стандарт по управлению качеством. Стоит отметить, что это не требования к определенному продукту или услуге, не гарантия их качества. Это требования к системе управления, но результат, конечно, сказывается на конечном продукте.

Основной цикл процесса контроля качества – «Планируй – Делай – Проверяй – Действуй», или PDCA (англ. Plan – Do – Check – Act). Иначе его называют циклом Шухарта – Деминга (Уолтер Шухарт и Эдвард Деминг – американские ученые, консультанты по менеджменту качества).

Цикл PDCA может быть применен ко всем процессам и к системе менеджмента качества в целом:

  • планируй – разработка целей системы и ее процессов, а также определение ресурсов, необходимых для достижения результатов в соответствии с требованиями потребителей и политикой организации, определение и рассмотрение рисков и возможностей;
  • делай – выполнение того, что было запланировано;
  • проверяй – мониторинг и измерение процессов, продукции и услуг в сравнении с политикой, целями, требованиями и запланированными действиями и сообщение о результатах;
  • действуй – принятие мер по улучшению результатов деятельности в той степени, насколько это необходимо.

Рис. 3.2. Схема цикла PDCA

Что дает компании сертификация по ISO 9001:

  • преимущество при участии как в коммерческих тендерах, так и в госзаказах;
  • возможность выхода не только на общероссийский, но также и зарубежный рынок;
  • подтверждение выхода компании на высокий уровень организации бизнеса;
  • подтверждение безупречной репутации, достижений и перспектив компании в глазах как клиентов, так и партнеров.

Можно рекомендовать самостоятельное изучение документации по ISO 9001 (есть русский перевод в виде ГОСТ Р ИСО 9001) для полноты понимания, что предполагается и ожидается от компаний, которые борются за повышение качества своих продуктов и услуг.

Непосредственно к проектам внедрения ERP эти стандарты не относятся, они позволяют выстроить взаимодействие всех сторон проекта и повысить качество оказываемых услуг (в нашем случае по внедрению). Это не методология внедрения КИС, а внеотраслевая технология борьбы за качество.

Есть стандарты ISO серии 10000 – технологии поддержки и удовлетворенность потребителей (например, ГОСТ Р ИСО 10003-2009).

Есть стандарт ISO 21500:2012 (и его аналог ГОСТ Р ИСО 21500-2014) «Руководство по проектному менеджменту» – вот этот стандарт особо интересен для внедрения ERP-систем. В основе лежит PMBOK, поэтому это не какая-то альтернатива, а формальная фиксация наработок от PMI.

Показать оглавление

Комментариев: 0

Оставить комментарий