Назад: 3.1.3.ГОСТ 34
Дальше: 3.1.5.Технологии управления проектами фирмы «1С»
3.1.4.PMBOK
PMBOK (англ. Project Management Body of Knowledge) – свод знаний по управлению проектами, разрабатываемый и поддерживаемый институтом по управлению проектами PMI (англ. Project Management Institute).
На момент написания данной книги актуальным является 6-е издание PMBOK от 2017 года.
Давайте разберемся, что это такое и чем поможет конкретно в проектах внедрениях ERP-систем.
Стандарт управления проектом изначально был разработан как стандарт Американского национального института стандартов (American National Standards Institute, ANSI). Стандарт лежит в основе книги и представлен во второй части. Нужно понимать, что более 80 % книги – это уже не стандарт, а именно свод знаний по теме.
PMBOK – это фреймворк (свод, система, концепция) из знаний по теме управления проектами. Таблица ниже наглядно показывает динамику развития проектных технологий в виде их формального описания в своде знаний: за 20 лет в 4 раза вырос объем информации (знаний) об управлении проектами.
Следующий свод знаний, с учетом 4–5-летних квантов, ожидается в 2021–2022 году.
Издание PMBOK | Характеристики |
---|---|
№ 1 1996 год | 176 стр. 9 областей знаний 37 процессов |
№ 2 2000 год | 211 стр. 9 областей знаний 39 процессов |
№ 3 2004 год | 390 стр. 9 областей знаний 44 процесса |
№ 4 2009 год | 467 стр. 9 областей знаний 42 процесса |
№ 5 2013 год | 589 стр. 10 областей знаний 47 процессов |
№ 6 2017 год | 756 стр. 10 областей знаний 49 процессов + Agile Practice Guide 167 стр. |
Важно отметить, что сам PMBOK из-за универсальности своих рассматриваемых проектных технологий и применимости их к любой сфере деятельности, по сути, проектной методологией не является. Это следует из определения методологии в самом своде знаний (в следующем разделе будут рассматриваться определения, вводимые в PMBOK).
Используя все эти знания, нужно сформировать свою проектную методологию для конкретной компании и проекта внедрения ERP-системы. Либо использовать готовые методологии, например 1С:ТКВ (что это, будет описано ниже).
Также отрезвляющим является и уведомление (соглашение) по предоставленным материалам в самом своде знаний: PMI не несет ответственность за какие-либо травмы, повреждения, нанесенные собственности, или какие-либо другие убытки, будь то реальные, косвенные или компенсаторные, произошедшие непосредственно или косвенно вследствие издания, применения или использования данного документа. PMI не несет ответственность и не предоставляет гарантию, прямую или предполагаемую, относительно точности или полноты любого материала, содержащегося в данном документе, а также не несет ответственность и не предоставляет гарантию того, что содержащаяся в данном документе информация отвечает каким-либо вашим целям или нуждам. PMI не предоставляет гарантию относительно качества каких-либо продуктов или услуг отдельного производителя или продавца, проистекающего из использования данного стандарта или руководства.
Тут все честно: свод знаний сам по себе не может повлиять на применение этих знаний, которые помогают большинству добиваться успеха. Конкретно в чьих-то руках (головах) все может пойти совсем не так. Нужно думать своей головой и принимать ответственность на себя, а свод знаний – это лишь помогающий в работе инструментарий (фреймворк).
В PMBOK выделяются 49 главных процессов, происходящих при управлении проектами. Эти процессы разделены на пять основных групп:
- Процессы инициации – необходимы для определения и авторизации проекта или его фазы.
- Процессы планирования – необходимы для определения и уточнения целей, планирования действий по достижению этих целей.
- Процессы исполнения – необходимы для объединения человеческих и прочих ресурсов для выполнения плана;
- Процессы мониторинга и контроля – необходимы для регулярной оценки прогресса проекта, обнаружения отклонений и корректировки действий.
- Процессы закрытия – необходимы для формализации приемки результата проекта, подведения проекта или его фазы к завершению.
Каждый из этих процессов относится к одной из десяти областей знаний, определяемых PMBOK:
- Управление интеграцией. Под интеграцией понимается принятие решений на тему концентрации ресурсов; попытки предугадать потенциальные проблемы и разрешить их до перехода в критическое состояние; координирование работы над проектом. С помощью интеграции можно находить компромиссы между пересекающимися целями и альтернативными вариантами.
- Управление содержанием. Сюда относятся такие процессы, как создание иерархической структуры работ по проекту, определение, планирование, подтверждение и управление содержанием.
- Управление расписанием (сроками). Здесь определяется состав операций и взаимосвязи между ними, оцениваются ресурсы и длительность операций, разрабатывается расписание и производится управлением им.
- Управление стоимостью. Имеется в виду разработка бюджета и контроль затрат. Для успешной реализации проекта осуществляется стоимостная оценка, разрабатывается бюджет расходов и производится управление стоимостью.
- Управление качеством. Эта область включает все процессы, связанные с выполнением целей. К ним относятся планирование, обеспечение и контроль качества.
- Управление ресурсами. Направление действий – организация проектной команды и управление ей. Планируются человеческие ресурсы, набирается и развивается коллектив, предпринимаются меры по управлению командой.
- Управление коммуникациями. Планируются коммуникации, распространяется информация, создается отчетность по исполнению, происходит управление участниками проекта.
- Управление рисками. Процессы, относящиеся к данной области, – это планирование управления рисками, идентификация, качественный и количественный анализ рисков, планирование реагирования, мониторинг и управление рисками.
- Управление поставками. К этой области относится планирование покупок и контрактов, запрос информации у поставщиков, подбор поставщиков, администрирование и закрытие контрактов.
- Управление заинтересованными сторонами. Процессы, необходимые для выявления людей, групп и организаций, которые могут оказывать воздействие на проект или на которых проект может оказывать воздействие.
Таблица сопоставления групп процессов управления проектом и областей знаний с процессами на пересечениях.
Инициация | Планирование | Исполнение | Контроль | Закрытие | |
---|---|---|---|---|---|
Интеграция | Разработка устава проекта | Разработка плана управления проектом | Руководство и управление работами проекта Управление знаниями в проекте | Мониторинг и контроль работ проекта Интегрированный контроль изменений | Закрытие проекта или фазы |
Содержание | Планирование управления содержанием Сбор требований Определение содержания Создание иерархической структуры работ | Подтверждение содержания Контроль содержания | |||
Расписание | Планирование управления расписанием Определение операций Определение последовательности операций Оценка ресурсов операций Оценка длительности операций Разработка расписания | Контроль расписания | |||
Стоимость | Планирование управления стоимостью Оценка стоимости Определение бюджета | Контроль стоимости | |||
Качество | Планирование управления качеством | Управление качеством | Контроль качества | ||
Ресурсы | Планирование управления ресурсами | Набор команды проекта Развитие команды проекта Управление командой проекта | Контроль ресурсов | ||
Коммуникации | Планирование управления коммуникациями | Управление коммуникациями | Мониторинг коммуникаций | ||
Риски | Планирование управления рисками Идентификация рисков Качественный анализ рисков Количественный анализ рисков Планирование реагирования на риски | Применение реагирования на риски | Мониторинг рисков | ||
Покупки | Планирование управления закупками | Проведение закупок | Контроль закупок | ||
Заинтересованные стороны | Определение заинтересованных сторон | Планирование вовлечения заинтересованных сторон | Управление вовлечением заинтересованных сторон | Мониторинг вовлечения заинтересованных сторон |
Каждое описание процессов в PMBOK состоит из трех основных частей:
- Входы.
- Выходы.
- Инструменты и методы.
Процессы управления проектом логически связаны друг с другом посредством выходов, которые они производят. Процессы могут содержать накладывающиеся друг на друга действия, которые выполняются на протяжении реализации проекта. Результатом выхода процесса является либо вход в другой процесс, либо поставляемый результат проекта или фазы проекта.
Рис. 3.3. Пример входов/выходов процесса «Разработка устава проекта»
Повторение процессов и их взаимодействие варьируются в зависимости от потребностей проекта. В целом процессы попадают в одну из трех категорий:
- Применяют единожды или в предопределенные моменты в ходе реализации проекта.
- Примерами могут служить разработка устава проекта и закрытие проекта или фазы.
- Выполняются периодически, по мере необходимости.
- Процесс приобретения ресурсов осуществляется тогда, когда в ресурсах возникает необходимость.
- Процесс проведения закупок осуществляется до возникновения необходимости в закупаемом продукте.
- Реализуются постоянно на всем протяжении проекта.
- Процесс определения операций может происходить на протяжении всего жизненного цикла проекта, особенно в тех случаях, когда в проекте применяется планирование методом набегающей волны или методом адаптивного подхода к разработке.
- Большая часть процессов мониторинга и контроля реализуются постоянно с момента начала проекта до его закрытия.
Управление проектом осуществляется, таким образом, через применение и интеграцию между собой логически сгруппированных процессов.
Институт PMI запустил первую программу сертификации с присвоением статуса Профессионал в управлении проектами (Project Management Professional, PMP) с середины 1980-х годов. Для получения сертификата PMI кандидаты должны документально подтвердить соответствие требованиям к образованию и опыту. Далее необходимо пройти тестирование, состоящее из вопросов с несколькими вариантами ответов: 200 вопросов за 4 часа с 67 % правильных ответов для успеха.
У PMI есть и другие сертификаты. Большинство сертификатов необходимо продлять каждые три года. Для этого необходимо накапливать Единицы профессионального развития (Professional Development Units, PDU). Существуют различные способы получения PDU, такие как участие в обучении, посещение международных конгрессов PMI, внесение вклада в профессиональные исследования или написание и публикация статей, посвященных управлению проектами.

- 1. Обложка
- 2. Титульный лист
- 3. Выходные данные
- 4. Введение
- 5. Принятые термины и сокращения
- 6. Глава 1. Что такое ERP-система и зачем она компании
- 7. 1.2.Отличие ERP-системы от учетной бухгалтерской системы
- 8. 1.3.Зачем ERP-система компании
- 9. 1.4.Затраты на владение системой (стоимость эксплуатации)
- 10. 1.4.1.Облачные сервисы как путь снижения затрат
- 11. Глава 2. Как выбрать ERP-систему
- 12. 2.2.Тендер и участие в нем
- 13. 2.2.2.Со стороны исполнителя
- 14. 2.3.Fit-gap анализ разных систем
- 15. 2.4.ИТ-ландшафт текущий и перспективный
- 16. 2.5.Нагрузочные тесты и выбор «железа»
- 17. 2.6.Окупаемость и обоснование затрат на автоматизацию
- 18. Глава 3. Как внедрять ERP-систему
- 19. 3.1.1.Agile-методологии
- 20. 3.1.2.Серия стандартов ISO
- 21. 3.1.3.ГОСТ 34
- 22. 3.1.4.PMBOK
- 23. 3.1.5.Технологии управления проектами фирмы «1С»
- 24. 3.2.Введение в терминологию
- 25. 3.2.1.Проектный треугольник
- 26. 3.3.Реинжиниринг бизнес-процессов
- 27. 3.4.Какие подсистемы в какую очередь внедрять
- 28. Глава 4. Кто участвует в проекте внедрения
- 29. 4.1.1.Управляющий комитет
- 30. 4.1.2.Проектная команда исполнителя
- 31. 4.1.3.Рабочая группа со стороны заказчика
- 32. 4.2.Мотивация участников проекта внедрения
- 33. 4.2.2.Модели мотивации
- 34. 4.3.Коммуникация и конфликты
- 35. 4.3.1.Удаленное взаимодействие
- 36. 4.3.2.Командообразование
- 37. 4.3.3.Управление конфликтами
- 38. Глава 5. Этапы и документация проекта
- 39. 5.2.Документация проекта
- 40. 5.3.Фазы проекта
- 41. 5.3.2.Анализ и концептуальное проектирование
- 42. 5.3.3.Дизайн архитектуры системы
- 43. 5.3.4.Разработка
- 44. 5.3.5.Опытная эксплуатация
- 45. 5.3.6.Ввод в промышленную эксплуатацию
- 46. 5.3.7.Закрытие проекта
- 47. Глава 6. Что анализировать и как настроить прототип системы
- 48. 6.2.Готовим отчет
- 49. 6.3.Приоритизация требований
- 50. 6.4.Описание бизнес-процессов
- 51. 6.4.1.Функциональные блок-схемы
- 52. 6.4.2.IDEF0
- 53. 6.4.3.EPC
- 54. 6.4.4.BPMN
- 55. 6.4.5.Особенности описания бизнес-процессов
- 56. 6.5.Прототип и его демонстрация
- 57. Глава 7. Как оценить срок и бюджет проекта
- 58. 7.2.Методы оценки трудозатрат
- 59. 7.2.2.Анализ предложений исполнителей
- 60. 7.2.3.Оценка «снизу вверх»
- 61. 7.2.4.Оценка «сверху вниз»
- 62. 7.2.5.Экспертная оценка
- 63. 7.2.6.Параметрическая оценка
- 64. 7.2.7.Оценка по трем точкам (метод PERT)
- 65. 7.3.Мифический человеко-час
- 66. 7.4.Расчет себестоимости человеко-часа
- 67. 7.5.Как получить итоговый срок проекта
- 68. Глава 8. Риски проекта и управление ими
- 69. 8.2.Какие риски бывают в проекте внедрения ERP-системы
- 70. 8.3.Профилактика и как бороться с проявлениями рисков
- 71. 8.4.Когда риски можно игнорировать
- 72. 8.5.Процедура управления рисками в проекте внедрения ERP-системы
- 73. Глава 9. Как пережить фазы разработки и опытной эксплуатации
- 74. 9.2.Стандарты разработки
- 75. 9.3.Тестирование
- 76. 9.4.Готовимся к обучению пользователей
- 77. 9.5.Опытная эксплуатация
- 78. 9.6.Ведем список запросов на изменение
- 79. Глава 10. Запуск системы и что дальше
- 80. 10.2.Система продолжает работать – сопровождение корпоративной системы
- 81. Заключение
- 82. Список использованной литературы
Комментариев: 0