Назад: 3.2.Введение в терминологию
Дальше: 3.3.Реинжиниринг бизнес-процессов
3.2.1.Проектный треугольник
Рассмотрим отдельно и подробнее такое важное понятие, как проектный треугольник, или «треугольник управления проектом».
Условно его идею можно сформулировать в одну строку:
«Быстро – Качественно – Дешево: выберите любые два пункта».
Из этого получается:
- хочется быстро и качественно – будет дорого;
- нужно дешево и качественно – будет долго;
- нужно быстро и дешево – будет, очевидно, некачественно.
Как следует из определения проекта – нужно сделать определенный объем работ (закрыть требования к автоматизации) за определенное время (у проекта есть дата начала и окончания) и за определенный бюджет (зависит от привлекаемых к работе ресурсов, нормы прибыли компании-исполнителя и т. п.). Получаем проектный треугольник со сторонами: сроки, ресурсы (стоимость), объем работ.
Все эти величины имеют верхние пределы:
- разумный срок, далее которого проект автоматизации теряет смысл: система устареет, бизнесу жить годы без автоматизации тяжко;
- конечное количество денег у компании, которое она готова заплатить за проект;
- конечный список требований, который нужно автоматизировать (список со стороны заказчика может быть изначально большим, но все равно у него где-то есть конец).
Рис. 3.4. Проектный треугольник
Качество, как четвертый параметр, находится внутри треугольника и напрямую зависит от всех трех граней – как результат того, что делается с объемом работ за отведенное время и выделенные средства.
Внесение изменений в одну из сторон треугольника меняет как минимум еще одну связанную сторону.
Нематериальность выходной продукции в проекте автоматизации создает иллюзию того, что для внесения изменения в список требований или в уже реализованные требования нужны незначительные усилия. Это заблуждение! Для понимания можно приводить аналогию со стройкой и сносом и переделкой кирпичной стены, если ее нужно сдвинуть, например, на 15 см. «Кирпичики» кода системы тоже нужно разобрать и перенести – пусть это не физические, а умственные усилия исполнителей, но время это занимает, как и перекладка кирпичей.
Далее в таком треугольнике проявляется конфликт интересов заказчика и исполнителя:
- Цели заказчика проекта: сделать побольше (увеличить объем работ), побыстрее (сроки сократить), подешевле (меньше ресурсов потребуется).
- Цели исполнителя: заработать максимум денег, закрыть потребности заказчика в приемлемом качестве. А это: сделать поменьше (минимизировать объем работ), подольше (увеличить срок, чтобы все успеть без авралов), подороже (увеличить бюджет).
Как мы видим, цели заказчика и исполнителя прямо противоположны, поэтому в процессе заключения договора на проект автоматизации нужно искать компромисс и договариваться. Проектный треугольник при этом должен устраивать обе стороны.
Для того чтобы понизить расходы на проект, понадобится уменьшить объем работ, убрав некоторые задачи, или снизить качество реализации задач, что позволит сделать их быстрее (явная экономия на оплате исполнителей).
Если выделить дополнительное время на работы, то можно увеличить объем работ, добавив дополнительные задачи (например, на большее количество итераций тестирования и опытной эксплуатации), увеличить тем самым общее качество результата, но это потребует оплаты привлеченных ресурсов, а значит, и увеличения бюджета проекта.
Если мы хотим сделать запланированный объем работ без сокращений, но быстрее, то это потребует привлечения дополнительных ресурсов (распараллелить работы на большее количество исполнителей), а значит, и оплаты этих специалистов, что увеличит бюджет проекта.
Как ни крути, но изменить только одну сторону треугольника не получается.
В общем случае получается четыре подхода:
- Фиксируем объем работ: меняем сроки и бюджет проекта.
- Фиксируем бюджет проекта: меняем сроки и объем работ.
- Фиксируем сроки: меняем объем работ и бюджет проекта.
- Меняем все стороны треугольника.
В гибких agile-методиках, когда оценить объем работ заранее сложно, работы ведутся небольшими временными интервалами (фиксированный интервал), за понятную стоимость (оплата участников). В этом случае в регулярную сборку входит какой-то созданный за отведенное время функционал, который сразу передается пользователям (управляем объемом работ, который можно сделать за это время, и бюджетом).
В классических «водопадных» методиках объем работ заранее утвержден, а оцениваются и управляются сроки и стоимость реализации этого объема работ.
Графически это можно представить на схеме.
Рис. 3.5. Разница между гибким и «водопадным» подходами
Удержание проекта в границах проектного треугольника – одна из важнейших задач руководителя проекта. В ходе работ над проектом могут возникать (и обычно возникают) различные ситуации: вскрываются новые требования, без которых нельзя обойтись, затягиваются сроки, так как неточно были даны изначальные оценки, от этого раздувается бюджет, что никак не может радовать заказчика. Руководитель проекта должен своевременно выявлять такие ситуации и управлять ими: увеличивать бюджет и список требований дополнительными соглашениями к договору, следить за сроками и эффективной работой над задачами в проектной команде.

- 1. Обложка
- 2. Титульный лист
- 3. Выходные данные
- 4. Введение
- 5. Принятые термины и сокращения
- 6. Глава 1. Что такое ERP-система и зачем она компании
- 7. 1.2.Отличие ERP-системы от учетной бухгалтерской системы
- 8. 1.3.Зачем ERP-система компании
- 9. 1.4.Затраты на владение системой (стоимость эксплуатации)
- 10. 1.4.1.Облачные сервисы как путь снижения затрат
- 11. Глава 2. Как выбрать ERP-систему
- 12. 2.2.Тендер и участие в нем
- 13. 2.2.2.Со стороны исполнителя
- 14. 2.3.Fit-gap анализ разных систем
- 15. 2.4.ИТ-ландшафт текущий и перспективный
- 16. 2.5.Нагрузочные тесты и выбор «железа»
- 17. 2.6.Окупаемость и обоснование затрат на автоматизацию
- 18. Глава 3. Как внедрять ERP-систему
- 19. 3.1.1.Agile-методологии
- 20. 3.1.2.Серия стандартов ISO
- 21. 3.1.3.ГОСТ 34
- 22. 3.1.4.PMBOK
- 23. 3.1.5.Технологии управления проектами фирмы «1С»
- 24. 3.2.Введение в терминологию
- 25. 3.2.1.Проектный треугольник
- 26. 3.3.Реинжиниринг бизнес-процессов
- 27. 3.4.Какие подсистемы в какую очередь внедрять
- 28. Глава 4. Кто участвует в проекте внедрения
- 29. 4.1.1.Управляющий комитет
- 30. 4.1.2.Проектная команда исполнителя
- 31. 4.1.3.Рабочая группа со стороны заказчика
- 32. 4.2.Мотивация участников проекта внедрения
- 33. 4.2.2.Модели мотивации
- 34. 4.3.Коммуникация и конфликты
- 35. 4.3.1.Удаленное взаимодействие
- 36. 4.3.2.Командообразование
- 37. 4.3.3.Управление конфликтами
- 38. Глава 5. Этапы и документация проекта
- 39. 5.2.Документация проекта
- 40. 5.3.Фазы проекта
- 41. 5.3.2.Анализ и концептуальное проектирование
- 42. 5.3.3.Дизайн архитектуры системы
- 43. 5.3.4.Разработка
- 44. 5.3.5.Опытная эксплуатация
- 45. 5.3.6.Ввод в промышленную эксплуатацию
- 46. 5.3.7.Закрытие проекта
- 47. Глава 6. Что анализировать и как настроить прототип системы
- 48. 6.2.Готовим отчет
- 49. 6.3.Приоритизация требований
- 50. 6.4.Описание бизнес-процессов
- 51. 6.4.1.Функциональные блок-схемы
- 52. 6.4.2.IDEF0
- 53. 6.4.3.EPC
- 54. 6.4.4.BPMN
- 55. 6.4.5.Особенности описания бизнес-процессов
- 56. 6.5.Прототип и его демонстрация
- 57. Глава 7. Как оценить срок и бюджет проекта
- 58. 7.2.Методы оценки трудозатрат
- 59. 7.2.2.Анализ предложений исполнителей
- 60. 7.2.3.Оценка «снизу вверх»
- 61. 7.2.4.Оценка «сверху вниз»
- 62. 7.2.5.Экспертная оценка
- 63. 7.2.6.Параметрическая оценка
- 64. 7.2.7.Оценка по трем точкам (метод PERT)
- 65. 7.3.Мифический человеко-час
- 66. 7.4.Расчет себестоимости человеко-часа
- 67. 7.5.Как получить итоговый срок проекта
- 68. Глава 8. Риски проекта и управление ими
- 69. 8.2.Какие риски бывают в проекте внедрения ERP-системы
- 70. 8.3.Профилактика и как бороться с проявлениями рисков
- 71. 8.4.Когда риски можно игнорировать
- 72. 8.5.Процедура управления рисками в проекте внедрения ERP-системы
- 73. Глава 9. Как пережить фазы разработки и опытной эксплуатации
- 74. 9.2.Стандарты разработки
- 75. 9.3.Тестирование
- 76. 9.4.Готовимся к обучению пользователей
- 77. 9.5.Опытная эксплуатация
- 78. 9.6.Ведем список запросов на изменение
- 79. Глава 10. Запуск системы и что дальше
- 80. 10.2.Система продолжает работать – сопровождение корпоративной системы
- 81. Заключение
- 82. Список использованной литературы
Комментариев: 0