Думай как лидер: Алгоритм принятия решений

Уинстон Черчилль однажды сказал: «Я всегда готов учиться, но мне не нравится, когда меня учат». На самом деле, если вы учитесь, значит, вас учат — вернее, вы сами учите себя. Был бы в наше время жив Сократ, он, несомненно, мог бы научить нас всех мыслить, но его с нами нет. Принятие решений и творческое решение задач не являются школьными или университетскими предметами; в этой сфере не существует формальных знаний, поддержанных эмпирическими исследованиями. Поэтому, если вы по-настоящему хотите совершенствовать свои мыслительные навыки, ваша задача — саморазвитие. В этой главе мы рассмотрим некоторые основанные на здравом смысле рекомендации, которые помогут вам следовать по этому пути.

Что такое эффективное практическое мышление

Первое, что вы должны сделать, — сформировать четкую картину того, каким мыслителем вы хотите быть. В один прекрасный день это представление подействует на вас, как магнит. Помните, мы говорили о том, что в некоторых случаях полезно перенестись в воображении в точку, куда вы хотите попасть, а потом попытаться пройти этот путь в обратном направлении?

Вы можете проделать это, мысленно перечислив все качества, знания и функции или навыки, которые хотели бы приобрести к той или иной дате. Но, честно говоря, такой способ не всегда срабатывает: например, для меня это слишком академично. Я предлагаю более простой метод, который подошел бы даже первобытному каннибалу из Южного моря.

В упражнении 5, приведенном ниже, я предлагаю вам вспомнить людей, чьими мыслительными навыками вы восхищаетесь. Это могут быть персоны, которых вы знали лично, или те, о чьей жизни более-менее глубоко осведомлены (то есть прочитали больше одной их биографии). В правой колонке запишите как можно лаконичнее и конкретнее те умения, которые вас впечатлили и которые вы хотели бы «поглотить» и «переварить», чтобы они стали частью вас. Можете, например, записать ключевые высказывания какого-нибудь выдающегося человека, которые отражали бы его практическую мудрость.

Уделите этому упражнению достаточно времени и постарайтесь охватить различные функции эффективного мышления (анализ, синтез и оценку) и его прикладные формы (принятие решений, решение задач и творческое мышление). Вам же не захочется есть блюдо, состоящее только из одного ингредиента?

Кого можно выбрать в качестве наставника? Обычно люди сразу вспоминают кого-то из родителей, друга, партнера или босса, которые могут послужить примером того или иного навыка мышления. Если вам непросто набрать достаточное количество наставников, чтобы выполнить упражнение 5, отложите его на неделю-другую. Ваше глубинное мышление обязательно предложит другие имена и другие уроки — примеры влияния, которое, возможно, было для вас неосознанным.

Исходя из вашего списка мыслительных навыков, вы можете строить собирательный образ идеального практического мыслителя. Он должен обладать: А — аналитическими навыками; B — богатым и творческим воображением; С — способностью к гибкости и импровизации; D — экстраординарной способностью к точным суждениям в неопределенных и непредсказуемых ситуациях; Е — смелостью, чтобы идти на рассчитанный риск; G — отсутствием высокомерия и открытостью для критики; H — решительностью в нужный момент; и I — способностью выносить двойственную ситуацию, пока момент для решения не созрел.

Конечно, идеального мыслителя, обладающего всеми этими навыками, не было, нет и не будет. Здесь уместно вспомнить притчу о мужчине, который искал по всему миру идеальную жену. Через несколько лет он ее нашел — но увы, она искала идеального мужа! Совершенство — вещь недосягаемая, однако мастерство вполне возможно и реально.

Это упражнение тем не менее способно дать вам идеал, к которому можно стремиться. Выдающиеся мыслители в любой из сфер обычно однобоки — подобно атлетам, которые развивают только определенную группу мышц. Вы же знаете, что спринтеры не способны за рекордное время пробежать длинную дистанцию? Я не убеждаю вас в том, что вы должны стать полностью «сбалансированным» мыслителем, своего рода интеллектуальным «человеком всех сезонов». Лучше внимательно вглядитесь в ваше поле деятельности и подумайте, где вы хотите видеть себя на нем: а) через пять лет; и б) — через десять. Идеал, который вы вообразили, должен иметь отношение к вашей работе, но выбранные вами наставники-мыслители вовсе не обязательно должны принадлежать к той же отрасли. В противном случае я советовал бы вам расширить «спектр релевантности».

Убедитесь, что вы работаете в правильной сфере

Что касается мыслительных навыков, то частично они являются ситуационными, а частично — универсальными и употребляются в разных видах деятельности. А вот принятие решений и решение задач всегда привязаны к определенной сфере деятельности с ее знаниями, традициями, легендами и ценностям.

Однажды мы с Димитрием Копино, основателем Dexion Plc, обсуждали мою книгу о мотивации. «Судя по моему опыту, — сказал он, — мотивировать людей очень трудно. Гораздо проще найти работников, которые уже мотивированы». Мне кажется, что этот принцип можно применить и к навыкам мышления. Нам сложно привить себе навыки, не свойственные нам от природы. Поэтому лучше выбирать сферу деятельности, которая подходит нашему интеллектуальному профилю. Так какая же работа подойдет именно вам?

Ключевые факторы при выборе сферы деятельности

Каковы ваши интересы?

Интерес — это особое отношение к предмету, которому вы хотели бы уделять повышенное внимание. Получать новые знания и навыки гораздо проще в сфере, которая совпадает с вашими долговременными, естественными интересами.

Каковы ваши природные склонности?

Склонности — это ваши природные способности, то, к чему вы естественным образом предрасположены. В частности, склонность подразумевает способность легко приобретать тот или иной навык. Склонность может выражаться в разной степени — от наличия подлинного таланта до простого умения сделать что-то хорошо.

Какие факторы вашего темперамента имеют значение?

Темперамент также является важным фактором. Например, есть люди, которые чувствуют себя некомфортно в стрессовых и рискованных ситуациях. А именно такое состояние обычно связано с принятием решений. Другие же, наоборот, как будто получают от них наслаждение. Есть и те, кто предпочитают решать задачи, но не принимать решения.

Как правило, проще определить, для чего вы не подходите из-за отсутствия интереса, ментальных склонностей или особенностей темперамента — в общем, того, что необходимо для достижения хоть каких-то успехов в данной области.

Теперь позвольте мне предположить, что вы работаете в подходящей для вас сфере. Ваши личные качества и склонности более или менее ей соответствуют. Иными словами, вы получили необходимые знания, профессиональные или технические навыки и с удовольствием делаете свое дело. Вы уже заложили основу успеха на командном, операционном и стратегическом уровнях лидерства. Вы завоевали уважение своих коллег. Теперь вам нужно сосредоточиться на более общих навыках процесса в принятии решений и решении задач. Как же их приобрести?

Как разработать собственную стратегию обучения

Перед тем, как составить собственную «учебную программу», полезно вспомнить о ключевых процессах обучения. (См. рис. 7.1.)

Вспомните, что было сказано выше о мыслительных навыках, которые могут быть общими и ситуационными. Обучение происходит тогда, когда между этими полюсами проскакивает искра. Поэтому вам нужны и те и другие.

Принятие решений и решение задач занимают важное место в жизни любого человека, поэтому у каждого из нас имеется в этом большой опыт. А когда мы перемещаемся в профессиональную сферу и начинаем принимать решения и решать задачи, связанные с конкретным родом деятельности, у нас накапливается профессиональный опыт. Мы учимся на ошибках. У нас есть знания технических аспектов нашей работы — принципы или теории, — которые мы можем применять на практике. Как применить тот же метод обучения к навыкам мышления? Вот несколько практических советов.

  • Прочитайте эту книгу еще раз и подчеркните все основные принципы. Отметьте звездочкой те модели или схемы, которые вы можете использовать. Постройте на их основании собственную теорию.
  • Проведите инвентаризацию собственных мыслительных навыков применительно к сфере вашей деятельности. Какими сильными сторонами вы уже обладаете и в чем вам надо совершенствоваться?
  • Вспомните троих выдающихся специалистов в принятии решений и решении задач в вашей области, к которым вы можете обратиться Попросите их о короткой беседе, чтобы определить, какие принципы — если таковые существуют — они сами применяли при развитии своих способностей практического мышления.
  • Вспомните одно действительно неудачное решение, принятое в вашей организации за последние полтора года. Проведите его анализ и сформулируйте пять основных уроков, которые вы можете из него извлечь. Если хотите развить в себе моральную ответственность и смелость, пошлите ваше исследование кому-нибудь из руководства!
  • Теперь выберите любую выдающуюся инновацию в вашей сфере, в вашей организации или за ее пределами. Под «инновацией» я подразумеваю любую новую идею, которая была успешно выпущена на рынок как новый (или обновленный) товар или услуга. Проанализируйте ее аналогичным образом и выведите пять-шесть важных уроков для творческого подхода к решению задач.
  • Составьте список книг для чтения. «Ну конечно, рано или поздно он должен был это посоветовать!» — воскликнете вы. Но на самом деле я не собираюсь заставлять вас читать гору книг — вы только что прочитали эту. Если она вам понравилась и вы сочли ее ценной, читайте каждый год хотя бы по одной книге на тему лидерства (см. список рекомендуемой литературы) и по одной биографии выдающегося человека из вашей сферы деятельности. Подчеркивайте карандашом основные принципы. Вы же можете найти время на чтение одной книги за 52 недели года?
  • Записывайте все накопленные вами принципы, примеры, практические советы, цитаты и краткие аналитические заметки в тетрадь (или куда вам будет удобно). По мере того как записи будут пополняться, берите их с собой в поездки, чтобы по пути перечитать и поразмышлять над ними.
  • Пользуйтесь любыми возможностями посещать курсы или семинары, на которых вам могут предложить ноу-хау по эффективному мышлению. К примеру, вы должны быть в курсе того, что информационные технологии способны (или не способны) дать вашей отрасли, и владеть необходимыми компьютерными навыками.
  • Наконец, изо всех сил старайтесь получить от людей критические отзывы о ваших умениях в принятии решений и решении задач. Чтобы учиться чему-то, вам необходима любая критика, даже самая резкая. Это самая трудная часть самообучения, но не забывайте спортивный лозунг: «Без боли нет достижений». Ваши критики, вне зависимости от их мотивов или манер, оказывают вам подлинно дружескую услугу. Просеивайте их комментарии сквозь мелкое сито и ищите золотой песок правды.

В любой программе самостоятельного обучения ключевую роль играет ваш личный опыт. От этого никуда не денешься. Но если вы будете полагаться только на свои «жизненные университеты», то к моменту их окончания вы станете уже слишком стары, чтобы сполна воспользоваться преимуществами такого образования. К тому же плата за обучение будет слишком высока. Эта книга, несмотря на свой скромный объем, дает ключевые схемы и принципы, которые помогут вам сократить время на обучение.

Вы сможете развивать как свои знания о навыках, задействованных в процессах принятия решений и решении задач, так и вашу способность применять эти знания в любых ситуациях. Но помните, что даже самые сложные задачи можно решить и получить от этого удовольствие. И таких решений на вашем пути будет немало. Удачи вам!

итоги главы

  • «Знания не ценнее слухов, пока они не закрепятся в мускулах» — гласит папуасская поговорка. Воспринимайте ваш разум как мышцу — или группу мышц. Эта книга может служить вводным курсом в науку развития «мыслительных» мышц, но за тренировки отвечаете вы сами. Готовы к этому?
  • Не воспринимайте мышление как тяжелый и болезненный труд. Если вы считаете именно так, то вряд ли захотите формировать и оттачивать свои мыслительные навыки. Думать — это весело и интересно, даже если — особенно если — возникающие перед вами трудности кажутся непреодолимыми.
  • Вы скорее добьетесь эффективности как практический мыслитель, если найдете свое призвание, свою нишу в огромном профессиональном мире. Вы должны руководствоваться принципом выбора своего дела и отрасли на основании ваших интересов, склонностей и особенностей темперамента.
  • «Я никогда не встречал человека настолько невежественного, — говорил Галилей, — чтобы мне нечему было у него поучиться». Особенно цените людей, знакомых вам лично или по книгам, которые могут научить вас мыслить.
  • Вашей целью как мыслителя должна стать практическая мудрость — особенно к прикладной сфере принятия решений. Практическая мудрость — это сочетание интеллекта, опыта и нравственности.

Больше всего знаний я получил не от тех, кто учил меня, а от тех, кто просто разговаривал со мной.

Святой Августин

Показать оглавление

Комментариев: 2

Оставить комментарий

  1. Illona
    заговоры на удачу и деньги
  2. RaymondWip
    Checa hermosa Candice Luca atada y follada en fantasia erotica de lujuria echar un vistazo a estos chicos.