Сексуальные маньяки. Психологические портреты и мотивы

Опрос очевидцев и описание с их слов

Берн Хогарт отмечает, что для художника нет ничего более сложного, чем рисунок головы человека. Разнообразие форм, соотношение и тонкие различия черт, эффект светотени — все это и многое другое делает данную задачу неизменно трудной. Поэтому полицейский художник-криминалист должен отлично владеть кистью. При этом зачастую не уделяется должного внимания тому факту, что для получения описательной информации он должен также уметь опрашивать очевидцев, что подразумевает наличие навыков эффективной коммуникации. В этом плане ему будут полезны даже поверхностные знания в области психологии.
Некоторые люди неспособны описать другого человека даже после того, как провели какое-то время в его обществе. Напротив, бывают люди с прирожденным умением запоминать лица, позволяющим мгновенно восстанавливать в памяти такие особенности, как национальность, возраст и естественный цвет кожи. Полицейские художники мгновенно понимают, что наличие такого очевидца представляет уникальную возможность создания словесного портрета, который наверняка будет соответствовать внешности подозреваемого.
Так произошло, в частности, в ходе расследования дела о дерзком ограблении банка в Вашингтоне. Неизвестный вошел в отделение крупного банка в центре города и направился прямиком к управляющему, сидевшему за рабочим столом. Преступник сообщил ему, что его жена и дочь взяты в заложники его сообщником и их судьба зависит от его готовности сотрудничать. Управляющий был заметно возмущен, но пошел навстречу требованиям преступника ради своей семьи. Он оставил грабителя ждать у своего стола, а сам обошел все кассы и собрал всю имевшуюся наличность. Кассирам даже не пришло в голову, что происходит ограбление. В ходе последующего опроса управляющий оказался совершенно неспособен восстановить в памяти черты лица грабителя. Его зрительная память была полностью блокирована переживаниями о судьбе близких. К счастью, находившийся на расстоянии 10–12 метров от грабителя кассир взглянул на его лицо из чистого любопытства. Он предоставил удивительно точное описание, приведенное на рисунке 11.2. Этот портрет позволил следователю установить и впоследствии арестовать преступника.

Как извлечь максимум из опроса очевидца

Есть несколько базовых процедур опроса, которым нужно следовать для получения качественного описания.
Руководство очевидцем. Рисунок должен отражать только описательную информацию, предоставленную очевидцем. Это особенно важно в случаях, когда свидетель не может сообщить подробности о какой-либо части лица. Полицейский художник ни в коем случае не должен каким бы то ни было образом направлять очевидца в ходе проведения опроса. Если он не может припомнить черты лица, полицейский художник принимает решение относительно целесообразности дальнейшей работы над рисунком.
Манера поведения и коммуникативные навыки. Для получения нужной информации необходим спокойный и располагающий к сотрудничеству настрой. Опрос с целью создания словесного портрета должен проходить в форме дружелюбной беседы, в которой очевидцу позволено немного поразмыслить, чтобы припомнить максимальное количество деталей. В ходе опроса свидетель может вспомнить и другую информацию, которая будет полезна следствию.
Определение ценности очевидца. Перед проведением опроса художнику стоит встретиться с представителем следствия, который может снабдить его полезной информацией об очевидце. Это особенно важно в случаях, когда подозреваемого видели несколько человек. Определив, кто из очевидцев более наблюдателен, можно сэкономить значительное количество времени и создать более качественный словесный портрет.

 

Рисунок 11.2. Эскизный потрет и фотография подозреваемого в ограблении банка

 

Психологические травмы. Особенно бережно нужно относиться к свидетелям или жертвам преступления, получившим в его результате психологические травмы. Когда такой человек попадает к художнику непосредственно после произошедшего, он может быть не в состоянии посвятить несколько часов опросу ни физически, ни психически, ни эмоционально. Следователь может посчитать, что свидетеля необходимо срочно доставить к художнику, пока в его памяти еще свежи образы. Однако если провести опрос по истечении определенного времени после преступления, свидетель или жертва будут более стабильны эмоционально, что может помочь процессу припоминания.
Лабораторные исследования памяти на лица не выявили подтверждений предположения о том, что очевидец насильственного преступления может предоставить более точное описание инцидента, чем очевидец ненасильственного. В то же время данные целого ряда расследований ФБР показывают, что жертвы, испытавшие шок вследствие непредвиденного или ошеломляющего события, сохраняли в памяти более яркие зрительные образы. Изобретатель системы идентификации лиц Photo-Fit Пенри пишет, что «лабораторные исследования памяти на лица обречены проводиться на принципиально ином уровне, без использования реальных стимулов, которые могли бы обеспечить ощущение угрозы, сильного потрясения или страха… Если лицо было встречено в угрожающей, шокирующей или иной эмоционально насыщенной ситуации, оно с гораздо большей вероятностью запечатлено в памяти ярко, подробно и надолго».
Важную роль в поимке преступника играет полицейский художник, который проводит опрос очевидцев, чтобы на его основе составить словесное описание или портрет злоумышленника.
Дети. Иногда детей не считают очевидцами, подходящими для целей создания словесного портрета. Хотя для предоставления детальных описаний им может не хватать вербальных навыков, это может быть компенсировано с помощью использования картотеки отличительных черт лица. Дэвис, Эллис и Шепард отмечают, что дети младше восьми лет недостаточно хорошо справляются с запоминанием особенностей лица, но уже к десяти годам они приближаются к уровню обычного взрослого. Полицейский художник должен проявлять терпение в своих стараниях получить от ребенка вербальную реакцию. Иногда может понадобиться успокоить его, заверив, что он не обязан что-либо вспоминать. Таким образом, можно избежать ситуации, в которой ребенок предоставляет какие-то сведения исключительно из желания угодить художнику, что может привести к некорректному изображению преступника.
Фактор времени и ценность очевидца. Художник-криминалист обязан рационально подходить к использованию времени, отведенного на опрос. Зачастую времени не хватает, но и его избыток также способен негативно повлиять на процесс создания рисунка. Иногда длительный опрос выливается в безразличие очевидца при желании как можно скорее покончить с составлением словесного портрета. Рисунок должен создаваться сразу же после описания и подбора нужных черт лица, при этом у очевидца должна быть возможность вносить свои корректировки на любой стадии работы. Когда портрет завершен, очевидец должен оценить его по шкале от одного до десяти. Это представляет важность не только с точки зрения оценки достоверности рисунка, но и с точки зрения потенциального выступления в суде, поскольку ответственность за портрет возлагается на очевидца, а не на автора рисунка, который никогда не видел изображенного человека.
Показать оглавление

Комментариев: 0

Оставить комментарий