О Христе. Краткие беседы на воскресные литургийные чтения

Неделя 21-я по Пятидесятнице. Притча о сеятеле

Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею: вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Не обо всем Христос говорил открыто, прямо и доверительно. Он мог так объяснять Свое учение только апостолам, имевшим доброе расположение к Нему и веру. В большинстве своем люди были склонны извращать простой и понятный смысл сказанного Господом, так как сердце их противилось принятию истины. Он знал, что люди будут использовать Его слова против Него же. Чтобы не дать им такой возможности и вместе с тем исполнить возложенное на Него дело проповеди, Спаситель выбирает приточную форму речи.

Каждая притча, по Его же объяснению, содержит в себе ту или иную тайну Царства Божия. Притчей о сеятеле Христос говорит о том, что Царство Божие не следует понимать как какую-то принципиально новую жизнь, приносимую извне и не требующую от личности никаких встречных усилий. Вхождение в него целиком и полностью зависит от состояния человеческого сердца. При этом с самого начала это вхождение сопряжено с серьезным противоборством. Уже при слышании вести о Царстве Небесном или чтении слова Божия к человеческому сердцу подступает диавол и пытается отклонить его от доверия к тому, что ему возвещается или читается им. По толкованию Самого Христа, «упавшее при пути, это суть слушащие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись» (Лк. 8, 12). Как бы мы ни объясняли феномен неверия, Евангелие указывает одну только его причину — воздействие на сознание человека диавольской силы. Все остальные причины вторичны и исходят из этой. Мы должны признать, что отказ от Царства Небесного не есть только результат свободного выбора человека. Это самообман. За этим отказом по объяснению Христа всегда стоит противник Божий, приспосабливающийся к сознанию человека и скрытно направляющий его в нужную сторону. Поэтому далеко не всегда так называемый «свободный» выбор может привести человека к истине. Наше сознание в некоторых направлениях оказывается мастерски «заблокированным» той силой, которая совсем не заинтересована в проникновении человека в область божественного.

Но и преодолевший первый отрезок борьбы и открывший для себя в словах Евангелия истину еще не гарантирован впоследствии от сокрушительного провала. На втором этапе противостояния его поджидают новые барьеры в виде различных искушений, то есть возникающих «скорбей и гонений ради слова» (Мф. 13, 21). Радостное открытие Царства Божия далеко не всегда перерастает в человеке в постоянное и мужественное исповедание веры. Начальный порыв обязательно должен пройти проверку. Человек может веровать, как говорит Христос, на время, только на тот период, когда все в жизни складывается благополучно. «Упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают», — говорит Спаситель об этой категории уверовавших (Лк. 8, 13). Жизнь постоянно испытывает всех без исключения людей на верность своей совести, своим принципам и убеждениям. Не в этом ли заключается ее предназначение? Не тех ли, кто в жестоких гонениях сохранил веру, ежедневно прославляет Церковь? Христианство подвергается гораздо более серьезным нападкам со стороны мира, лежащего во зле, нежели иное учение. Поэтому оно требует от человека сугубой готовности идти на жертвы и лишения ради своей веры. И если в человеке такой готовности и решимости не обнаружится, то его отпадение от Царства Божия в дальнейшем неизбежно.

Имеется и еще одна серьезная преграда на пути человека к Царству Божию, о которой говорит притча о сеятеле. Это его приверженность земному, любовь к деньгам, стремление к комфорту. «Упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода», — поясняет Евангелие (Лк. 8, 14). Эти три мощных фактора — заботы, богатство, наслаждения — отводят личность от Царства Божия ничуть не меньше, нежели гонения и скорби. Действуя постоянно, соблазняя ежедневно, подчиняя себе молчаливо и настойчиво, они отвлекают личность от евангельской добродетели не так явно, как гонения, но гораздо более эффективно. По объяснению Спасителя, они незаметно подавляют сердце так, что оно становится неспособным к плодоношению, к усвоению евангельской добродетели. Любовь Божия предается забвению, вытесняется из сердца другими интересами. Таким образом, третий враг человека в достижении Царства Божия — это он сам, его слабоволие перед лицом мирских искушений. Для того, чтобы все время отклонять от себя соблазн земного благополучия, о который претыкается великое множество христиан, заменяющих трудный путь Евангелия легкой стезей обрядоверия, требуется совершенно особая твердость души и исключительная преданность слову Божию.

Наконец, те, кто оказываются способными к воспитанию в себе добродетели, то есть находящиеся внутри Царства Божия, — это люди, обладающие сердцем добрым и чистым и осуществляющие свое служение Богу с неизменным постоянством. «Упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении», — такими словами завершает Христос объяснение Своей притчи (Лк. 8, 15). Терпеливость и постоянство — вот один из секретов библейской праведности. Человек может быстро достигать громадных успехов в любых сферах своей деятельности. Но его душа не растет в божественной любви ускоренными темпами. Чтобы привиться к ней и сделать ее своим неотъемлемым свойством, частью своей природы, человек должен приобрести сердце доброе и чистое и совершать земной путь свой в величайшем терпении. Для выполнения этой задачи требуется не год и не два, а вся человеческая жизнь до самого ее конца.

Мы видим, что слово об отпавших и не вошедших в Царство Божие занимает целых три четверти от объема всей притчи Христа. Это потому, что попасть в их число гораздо проще, нежели оказаться среди наследников небесного торжества. Проявляя заботу об этом большинстве, Христос более всего говорит об опасностях, подстерегающих личность на пути к Его Царству. С другой стороны, Он делает это для того, чтобы укрепить в вере истинных Своих последователей, практически всегда оказывающихся в одиночестве: они не должны смущаться своей малочисленностью. Но самое главное в притче, пожалуй, заключается в той мысли, что Царство Божие — это не жизнь, приносимая человеку откуда-то извне. Оно и не отдаленная реальность, целиком и полностью относящаяся к будущему веку. Его также не следует понимать как некую сменяющуюся череду благодатных состояний и переживаний, которых ищут как многие христиане, так и представители других религиозных учений. Оно заключается, прежде всего, в трудолюбивом и терпеливом взращивании в себе христианской добродетели, совершаемом здесь, в этом несовершенном мире, в сегодняшнем времени. В отношении Царства Божия притча о сеятеле не полагает никакой разницы между веком настоящим и будущим. Притча говорит о том, что Царство Христа зарождается и раскрывается в человеческом сердце здесь, на земле, независимо от тех условий, в которых он живет. Осуществление этого Царства после пришествия Христа на землю целиком и полностью определяется одной только универсальной величиной — глубиной и силой человеческого произволения. В этой-то простой истине и состоит одна из тех сокровенных тайн о Царстве Божием, которую Спаситель заключил в Свою притчу о сеятеле.

Показать оглавление

Комментариев: 0

Оставить комментарий