Назад: Неделя 29-я по Пятидесятнице. Исцеление десяти прокаженных
Дальше: Неделя 31-я по Пятидесятнице. Исцеление иерихонского слепца
Неделя 30-я по Пятидесятнице. «Никто не благ, как только один Бог»
И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. Он же сказал: все это сохранил я от юности моей. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.
«Учитель благий, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» — спрашивает некто из начальствующих Иисуса. В ответ на это он слышит весьма строгий ответ: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог». Каждый Свой ответ Христос давал применительно к состоянию вопрошавшего. В данном случае Он усмотрел в начальствующем самомнение. Подошедший к Нему с вопросом считал себя праведником. Задавая вопрос, он, может быть, не столько искал ответа на него, сколько хотел продемонстрировать Спасителю свою праведность. «Все божественные заповеди сохранил я от юности моей», — без всяких сомнений и колебаний заявляет он Господу. Эта самоуверенность, свойственная ограниченным людям, совсем не похожа на покаянное чувство праведника. «Вот, Он и в ангелах усматривает недостатки», — написано в книге Иова. Христос истребляет Своим ответом затаившуюся в этом человеке гордыню. «Никто не благ, как только один Бог», — говорит Он. В этом ответе Христа мы сталкиваемся с человеческим и божественным представлением о праведности. Как они не совпадают! «Никто не благ, как только один Бог» — вот единственно верное измерение святости. Все человеческое весьма относительно. В человеческой личности, какой бы она ни была, нет, и не может быть абсолюта. Абсолютен только Бог. Когда Господь прославляет Своего угодника, Он делает это в целях назидания Церкви. Но на земле нет ни одного человека, который имел бы право чем-нибудь хвалиться сам в себе. Все праведники, прославленные Церковью, носили в себе глубокое чувство своего недостоинства. Они хорошо понимали, что на этой земле, по слову Христа, «никто не благ, как только один Бог».
Далее Христос продолжает Свою беседу в заданном направлении. Отвечая на поставленный вопрос, Он отсылает вопрошающего человека к авторитету Священного Писания. «Знаешь заповеди», — говорит Он. В вопросе о человеческом спасении нет никакого тайного знания. Все просто и понятно, и все возвещено человеку Библией. Как «никто не благ, как только один Бог», точно также нет другого абсолютного руководства в деле спасения, кроме источника, имеющего божественный авторитет. К нему и следует обращаться в первую очередь. Это важно осмыслить, так как мы чаще всего ищем опору в руководстве человеческом, полагаясь на него больше, чем на слово Божие. Мы не употребляем никаких усилий, чтобы найти ответ в Боге. Нам гораздо проще обратиться к опыту человеческому. Человеческая личность в нашей духовной жизни нередко заслоняет Самого Бога, оттесняя Его на задний план. От этого живая, непосредственная связь души с Богом слабеет, мы сами изолируем себя от Него. Тогда как в попытке поиска прямого божественного руководства нет никакой пагубы, нет ни опасности, ни угрозы оказаться в прелести. Для чего же нам оставлено слово Божие, как не для того, чтобы постоянно обращаться к нему? И разве Господь оставит без ответа душу, ищущую вразумления у Него? Или у Него истощился запас милости? Или Он не так же близок к нам, как во время Своего пришествия на землю? Разве Он не самый ближайший и самый верный наш Помощник? «Грядущего ко Мне не изжену вон», — вот Его обетование. Неужели Он изменился? «И будут все научены Богом», — сказано у пророка. О нас ли это сказано в Библии или о ком-то другом? Каждый верующий в Него может проверить истинность этих библейских слов на своем опыте. Сколько путаницы, ошибок и настоящих жизненных трагедий происходит оттого, что христиане без разбора отдают себя в руки псевдодуховных старцев и облеченных саном лжепастырей! Как искусно умеют эти лица перевоплощаться в духовных руководителей, имеющих право назидать и наставлять! Мы слишком преувеличиваем совет не полагаться на свой разум. Для чего же он тогда нам дан? Умудряться, совершенствовать свое понимание жизни и самих себя — одно из кардинальных требований православия. «Не будьте дети умом», — советует апостол Павел. Мы часто ищем направляющей руки, потому что нам хочется избавиться от ответственности за свои решения. Ведь так легко положиться на чей-нибудь совет и больше ни о чем не думать, ни во что не вникать. Нам не хочется идти путем проб и ошибок, но, увы, иного пути не существует. Нам боязно обращаться к слову Божию и просить Его вразумления в доверительной и искренней молитве. Тогда нам остается искать кельи какого-нибудь «старца», который нам все разъяснит без долгих сомнений и колебаний. У него на все есть ответ. У него длинная борода, аскетический вид, строгий и отрешенный взгляд, замедленная речь, и о нем идет громкая слава. А за его спиной — поломанные судьбы, которым несть числа. В них никто не всматривается.
Жизнь современного общества строится на всевозможных подделках. Вместо самой жизни — ее суррогат, ее пошлая версия, ее театрализованное, карнавальное подобие. Церковная жизнь — не исключение, она, к сожалению, захвачена общими процессами. На человеческой потребности иметь духовного руководителя очень удобно спекулировать. И спекулируют, и весьма удачно. И без конца водят за нос доверчивых и простодушных, самоутверждаясь и наживаясь на них. А подлинные духовники, имеющие мудрость свыше, от Духа Святого, а не от своего разумения, есть ли они сейчас? Что же делать в ситуации духовного оскудения? Как жить и не заблудиться в вопросах, не растерять драгоценную веру? Неужели Бог оставил народ Свой? Ответ содержится в Евангелии. «Никто не благ, как только один Бог», — говорит нам вечная книга. Не стоит сомневаться: Господь благ, и благость Его, обращенная к нам, остается прежней. И никто не благ, кроме Него. И наименование «Учитель благий», по указанию Христа, может относиться в абсолюте только к Богу, и ни к кому другому. И руководство Божие душой человеческой пребывает неизменным. Осуществление этого руководства зависит только от нашей веры и прямого обращения к Богу. Нам остается только прибегать к этому безошибочному руководству, постоянно обращаясь к нашему Отцу, ища вразумления в Нем и в Его божественном слове.

Дальше: Неделя 31-я по Пятидесятнице. Исцеление иерихонского слепца
- 1. Пасха. Светлое Христово Воскресение
- 2. Неделя 2-я по Пасхе. О святом апостоле Фоме
- 3. Неделя 3-я по Пасхе. Святых жен-мироносиц
- 4. Неделя 4-я по Пасхе. О расслабленном
- 5. Неделя 5-я по Пасхе. О самарянке
- 6. Неделя 6-я по Пасхе. О слепорожденном
- 7. Неделя 7-я по Пасхе. Святых отцов I Вселенского собора
- 8. Неделя 8-я по Пасхе. Св. Пятидесятница
- 9. Неделя 1-я по Пятидесятнице. Всех святых
- 10. Неделя 2-я по Пятидесятнице. Призвание апостолов
- 11. Неделя 3-я по Пятидесятнице. «Не можете служить Богу и маммоне»
- 12. Неделя 4-я по Пятидесятнице. Исцеление слуги сотника
- 13. Неделя 5-я по Пятидесятнице. Исцеление гергесинских бесноватых
- 14. Неделя 6-я по Пятидесятнице. Исцеление расслабленного
- 15. Неделя 7-я по Пятидесятнице. Исцеление двух слепцов
- 16. Неделя 8-я по Пятидесятнице. Насыщение пяти тысяч
- 17. Неделя 9-я по Пятидесятнице. Хождение по водам
- 18. Неделя 10-я по Пятидесятнице. Исцеление бесноватого отрока
- 19. Неделя 11-я по Пятидесятнице. Притча о немилосердном заимодавце
- 20. Неделя 12-я по Пятидесятнице. Богатый юноша
- 21. Неделя 13-я по Пятидесятнице. Притча о злых виноградарях
- 22. Неделя 14-я по Пятидесятнице. Притча о званых и избранных
- 23. Неделя 15-я по Пятидесятнице. О наибольшей заповеди
- 24. Неделя 16-я. Притча о талантах
- 25. Неделя 17-я по Пятидесятнице. Исцеление дочери хананеянки
- 26. Неделя 18-я по Пятидесятнице. Чудесный улов рыб
- 27. Неделя 19-я по Пятидесятнице. О любви к врагам
- 28. Неделя 20-я по Пятидесятнице. Воскрешение сына Наинской вдовы
- 29. Неделя 21-я по Пятидесятнице. Притча о сеятеле
- 30. Неделя 22-я по Пятидесятнице. Притча о богаче и Лазаре
- 31. Неделя 24-я по Пятидесятнице. Воскрешение дочери Иапра [1]
- 32. Неделя 25-я по Пятидесятнице. Притча о милосердном самарянине
- 33. Неделя 26-я. Притча о неразумном богаче
- 34. Неделя 27-я по Пятидесятнице. Исцеление скорченной женщины
- 35. Неделя 28-я по Пятидесятнице. Память святых праотец
- 36. Неделя пред Рождеством Христовым
- 37. Рождество Христово
- 38. Неделя по Рождестве Христовом
- 39. Неделя 29-я по Пятидесятнице. Исцеление десяти прокаженных
- 40. Неделя 30-я по Пятидесятнице. «Никто не благ, как только один Бог»
- 41. Неделя 31-я по Пятидесятнице. Исцеление иерихонского слепца
- 42. Неделя 32-я по Пятидесятнице. О Закхее
- 43. Неделя о мытаре и фарисее
- 44. Неделя о блудном сыне
- 45. Неделя о Страшном Суде
- 46. Неделя сыропустная
- 47. Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия
- 48. Неделя 2-я Великого поста. Память св. Григория Паламы
- 49. Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная
- 50. Неделя 4-я Великого поста. Память прп. Иоанна Лествичника
- 51. Неделя 5-я Великого поста
- 52. Неделя 6-я Великого поста. Вход Господень в Иерусалим
Комментариев: 0