Я – CEO: Как построить карьеру, бизнес в 200 странах и прожить 30 000 дней счастливо

ВАДИМ КУРИЛОВ
владелец коммуникационного агентства, бизнес-тренер

КАК ПОДГОТОВИТЬ ТЕЛО К ВЫСТУПЛЕНИЮ

Физиология выступлений

Повсеместная «болезнь» выступающих, от рядовых сотрудников до руководителей и чиновников, — обращать внимание только на то, что вы говорите, а не на то, как вы говорите, как вы звучите, как вы дышите при этом!

Вы начинаете переговоры, выступаете перед сотрудниками или представляете проект инвестору. Вы произносите первую фразу. Куда попадает смысл вашего высказывания? Чисто физиологически он отправляется в кору головного мозга слушателя — в так называемый центр Вернике, который находится в верхней височной извилине доминантного полушария. Он отвечает за усвоение информации. А куда попадает ваш голос — тембр, интонация? Если говорить простым языком, то в подсознание. Скажете первые слова слабым, зажатым, неуверенным голосом, и ваш собеседник подсознательно сочтет вас человеком, сомневающимся в своих словах. Вне зависимости от того, насколько хороша ваша презентация, вы вряд ли сможете его убедить в обратном. Интуиция подскажет ему, что вам нельзя доверять.

Тело и голос важны точно так же, как текст доклада. Голос — мощнейший инструмент, который может вызвать доверие, привлечь слушателей, склонить их на вашу сторону, убедить или, наоборот, оттолкнуть. При этом голос тесно связан с состоянием всего организма. В формировании голоса участвует огромное количество мышц: диафрагма, межреберные мышцы, мышцы гортани, голосовые складки и многие другие. Мозг и тело играют равные роли в успехе выступления!

Как мы обычно готовимся к выступлению?

Все знают, что нужно хорошо представлять себе аудиторию, продумать и сформулировать цель, написать тезисы, выписать цитаты, сделать слайды, к каждому слайду написать текст. Этот текст мы заучиваем. Если мы — люди продвинутые, читали книги и проходили тренинги, то потом репетируем выступление. А если суперпродвинутые, то записываем себя на видео и анализируем. На практике такой ответственный подход используют единицы. Чаще всего происходит следующее: за день до выступления, в аврале, мы доделываем глубокой ночью последний слайд, заучиваем текст и ложимся спать. На следующий день вы выходите на сцену — и... слова застревают. В горле появляется ком, в теле — напряжение, дыхание перехватывает. Почему? Потому что вы боитесь осуждения и неприятия! Вы заметили в аудитории того, кого не ожидали увидеть. У вас не запустился проектор. Вон те двое на заднем ряду шушукаются, а этот на третьем уткнулся в телефон, ему нет до вас дела. Вся ваша подготовка идет коту под хвост. Из-за психологических факторов тело повело себя не так, как нужно. Вы не подготовили мышцы, дыхание, голос — и они не помогли вам в нужный момент.

Вы нервничаете и немедленно командуете себе: «Расслабься!» Мозг реагирует, и вы расслабляетесь. А вам это надо перед важным выступлением? Вы выходите на сцену вялым, хотя должны сиять энергией. Как говорил польский театральный режиссер Ежи Гротовский, расслабленный актер — как мокрая половая тряпка. Так что же делать? Шаг первый — изменить текст, который вы говорите себе. Замените команду «Расслабься!» на «Отпусти лишнее напряжение». В этом случае лишнее, ненужное вам сейчас напряжение уходит, а тело и мозг остаются в тонусе. Вы готовы донести свои мысли и добиться, чтобы собеседники услышали и правильно восприняли ваши слова. Шаг второй — потратить пару секунд на выполнение двух упражнений из моего курса «Красивый голос. Начало», которые называются «Волшебный сканер» и «Вздох облегчения». Разницу вы заметите моментально: у вас поменяются голос, тембр, скорость речи, четкость дикции. Я сам практикую их перед каждым выступлением, иногда по несколько раз подряд.

На тренинги Вадима можно .

Волшебный сканер

Встаньте в устойчивое положение. Устойчивое — это не «ноги на ширину плеч», а когда стопы находятся под тазобедренным суставом, то есть на расстоянии 20–25 см друг от друга. Носки чуть раскрыты в стороны. Вес тела равномерно распределяется на всю стопу, а не на пятку или носок. Можно нарочно немного покачаться вперед-назад и найти наиболее устойчивое для себя положение. Дальше мы переносим фокус внимания на определенные части тела и проверяем, что там отсутствует лишнее напряжение — «сканируем» свое тело. Скажите себе: «Я отпускаю лишнее напряжение коленей». Потом подумайте про тазовый пояс и отпустите напряжение в нем. Бросьте вниз лопатки — и спина моментально выпрямляется без лишнего напряжения в плечах. Проверьте, не хмурите ли вы лоб. Отпустите напряжение в нижней челюсти. У вас размыкаются зубы и губы, язык ложится вниз, кончик языка оказывается за нижними зубами.

А сейчас самое интересное! Расслабьте живот. Представьте, что вместо живота у вас... кисель! Странно? Непривычно? Это упражнение! И ходить с вываленным животом вам не придется. Товарищи спортсмены, годами вытачивающие кубики на прессе в спортзале, вас это тоже касается! Итак, у вас мягкие колени, лопатки свисают вниз, живот расслаблен, нижняя челюсть разомкнута… Спорим, к этому моменту вы уже забыли про таз и напрягли его? Чтобы уследить за всем сразу, не стойте в таком положении полтора часа. На секунду-две поймайте ощущение свободного, легкого тела. Положите руку на живот и последите за тем, как изменилось ваше дыхание. Через приоткрытый рот оно стало падать в глубину тела, в нижнюю часть легких, куда обычно не добирается. Такое глубокое дыхание обеспечит вам мощный голос для выражения сильных эмоций и подчеркивания важных мыслей в докладе.

Вздох облегчения

Это упражнение — логическое продолжение предыдущего. Закройте глаза и вспомните какое-то событие, которое прямо сейчас, в эту самую секунду, приносит вам ощущение облегчения. Может быть, светит солнце. Или вы заключили важный контракт. Или нашли в шкафу туфли, о которых давно забыли. Снова отпустите напряжение таза, живота, челюсти, проверьте положение языка. А теперь подумайте про это событие и вздохните с облегчением. Повторите еще раз, но учитывая один нюанс. Представьте, что этим ощущением облегчения вы делитесь с собеседником. Пока вы тренируетесь, можете даже сделать движение руками от своей груди по направлению к воображаемому собеседнику. Дыхание не «падает вниз», а направляется к собеседнику! Именно такой вздох обеспечивает легкое, свободное, ненапряженное дыхание — и способствует такому же легкому, свободному звучанию голоса, который попадает в сердце и душу собеседника. Вас будут воспринимать как человека искреннего, спокойного, уверенного и заслуживающего доверия.

Показать оглавление

Комментариев: 0

Оставить комментарий