История маски. От египетских фараонов до венецианского карнавала

История косметических масок

Все знают о колыбели цивилизации – Древнем Египте. Чтобы сохранить как можно больше влаги в коже, его жители наносили густые смеси на основе смол и восков, куда добавлялись масла и соки растений. Зачастую в составе было масло ладана, потому что оно обладает широким действием – помогает и с морщинами бороться, и с воспалениями. Одержимые внешним видом, маски для лица они делали из глины, а вскоре для их изготовления стали использоваться молоко и мед (иногда и более сомнительный ингредиент – крокодилий навоз). Одним из лучших средств для омоложения кожи считалось молоко. И это оказалось правильно, ведь в нем содержится молочная кислота, обладающая способностью удалять омертвевшие клетки, а значит, открывать новый слой кожи. Здесь можно вспомнить царицу Клеопатру: ее любовь к ваннам с молоком, причем ослиным, осталась в легендах. А еще она дважды в неделю наносила маску из грязи Мертвого моря, чтобы очистить кожу и сохранить сияющий цвет лица. Она также добавляла яичные белки в качестве антивозрастного компонента.
Известно, что Клеопатра также обожала использовать розу. Она особенно любила обрызгивать свои корабли ароматной водой, чтобы известить о своем прибытии.
Древние египтяне, которые жили под суровым палящим солнцем, требовавшим тщательной заботы о коже, так высоко ценили уход, что сочетали его с религией: они запрещали кому-либо произносить магические или религиозные заклинания, если человек не был полностью чист и смазан маслом. Богатые египтяне даже просили класть их любимые сыворотки в гробницы, в то время как жители Вавилона вырезали морские ракушки и использовали их в качестве контейнеров для смешивания и хранения мазей для ухода за кожей и косметики.
В Древнем Риме косметика была одним из важных товаров, велся ее экспорт и импорт, встречались весьма сложные составы. Использовались как привычные современному человеку компоненты, например мед, яйца, соки и семена растений, так и нестандартные, подчас способные оттолкнуть: экскременты, желчь, мозг, растертые в порошок рога. К маслу и меду добавили сок базилика, уксус, гусиный жир и даже пепел улиток, человеческую плаценту и продукты жизнедеятельности птиц и коров, которые, как считалось, обладают целебными свойствами для кожи.
Одна из масок, подготавливающих лицо к макияжу, создавалась из жиропота, добываемого с шерсти овец. Она издает весьма резкий запах, и римляне часто критиковали римлянок за такую процедуру. При этом интересно, что сегодня активно используется подобная косметика, поскольку овечий жиропот – источник ланолина.
Дальний Восток занимает большую территорию, и в разных его частях у женщин были свои секреты, но везде прослеживается тенденция к чистоте, белизне, сильной увлажненности кожи.
Около 5000 лет назад в Древней Индии приверженцы аюрведы (от санскритского «наука жизни») делали маски для лица и тела, называемые убтан, которые историки теперь считают одним из самых первых косметических продуктов в мире.
Состав его в оригинале довольно сложен и состоит из травяных порошков и зерновой муки, причем, разумеется, туда входят местные индийские травы. Его можно использовать и как шампунь для волос.
Основа убтана: гороховая, овсяная, рисовая, льняная, кукурузная и пшеничная мука. Можно сделать муку из чечевицы, кунжута или семян льна. Не используют только обычную пшеничную муку, в ней слишком много клейковины, в масках она не нужна. Можно взять пшеничную муку грубого помола.
По правилам в убтан должны входить 5 видов муки, 5 видов трав и 5 видов масел. Смесь муки и трав можно развести теплой водой, подождать 5 минут и наносить на лицо. Можно смывать сразу, можно подержать 5 минут. За счет трав и муки кожа нежно скрабируется и удаляются омертвевшие клетки эпидермиса.
Но это еще не традиционный убтан. В него нужно добавить эфирные масла в дозе наполовину меньшей. Должна получиться плотная консистенция.
Как считали жители Индии, такие маски не только улучшали внешний вид кожи, но и способствовали сохранению здоровья. Вскоре женщины Древней Индии стали использовать их перед ритуалами и религиозными церемониями. Сегодня принципы аюрведического образа жизни не сильно изменились, и женщины продолжают использовать те же ингредиенты в своих масках.
Легендарная Ян Гуйфэй, жена императора Сюань-цзуна, одна из четырех великих красавиц Китая, применяла миндальный крем. Есть источник, сообщающий, что для осветляющего эффекта она смешивала порошок из измельченных природных материалов, таких как жемчуг, жадеит, чайные листья, корень имбиря и цветок лотоса, с водой. Сегодня древними азиатскими рецептами красоты увлечены особенно корейские косметологи.
Нельзя не вспомнить китайскую правительницу У Цзэтянь, жившую чуть раньше Ян Гуйфэй. Исторические записи очень хвалили ее. Даже когда ей исполнилось 80 лет каждое утро она умывала лицо холодной водой и пудрой, сделанной из китайского пустырника. Эта пудра по сути маска-скраб. Вообще, удаление шелушащейся кожи давно распространено во многих народностях. Так, древние кореянки использовали перемолотый маш для этой цели. Его плоды, как и других бобовых, очищают кожу также благодаря тому, что пенятся при контакте с водой. Это происходит за счет веществ сапонинов, активно используемых в косметике и сегодня.
И в Европе Средних веков женщины стремились сохранить жемчужно-фарфоровый цвет лица. Чтобы сделать кожу светлее, они иногда прибегали к опасным приемам. Они прикладывали к лицу кровососущих пиявок или делали маски из телячьей и заячьей крови, так как считалось, что это уменьшает появление пигментных пятен и веснушек.
В эпоху Возрождения эта навязчивая идея никуда не делась. Мода на фарфоровую кожу царила и во времена правления Елизаветы I, которая, как известно, сама наносила слои белил, чтобы скрыть следы от оспы на лице. Женщины также использовали белый свинец и ртуть (токсины первого класса опасности), смешанные с медом и оливковым маслом.
Многие европейцы в XVI веке пристрастились к свинцовым белилам, еще называемым венецианскими. Тогда химия как наука была совсем молода, изучение воздействия тех или иных компонентов на кожу шло крайне медленно, поэтому маски со свинцом продолжали применять и в Викторианскую эпоху. В них добавляли, а значит впустую переводили, оливковое масло и мед.
Но не все применяли свинцовые белила, был и другой вариант оставить кожу светлой, правда, гораздо менее удобный. В XVI веке именно бледность считалась признаком аристократизма, «не то что загорелые крестьянки», которые целые дни проводили в поле. Чтобы уберечь нежную кожу лица от загара, некоторые дамы перед выходом на улицу надевали маски, которые на английском языке называли «visards».
До наших дней сохранилось несколько экземпляров таких масок. Наиболее хорошо сохранилась «Маска Давентри», которая была найдена в стене каменной постройки XVI века в графстве Нортгемптоншир. Наружный слой маски сделан из чёрного бархата, нижний – из шёлковой ткани. Между ними находится несколько слоёв прессованной бумаги. В маске имеются отверстия для глаз и рта, а также углубление для носа.
Также к маске прилагалась небольшая стеклянная бусина, нанизанная на тонкую верёвочку, которая крепилась к ротовому отверстию маски. Эта бусина (иногда пуговица) выполняла функцию ремешков крепления. Женщина должна была зажать бусину между зубами, чтобы закрепить маску на лице. Если она хотела что-то сказать, ей нужно было снять маску. Подобные маски были очень популярны в эпоху Елизаветы I.
Одно из первых письменных упоминаний о таких масках датируется 1575 годом. Автор текста под названием «Описание Англии в дни молодости Шекспира» пишет, что солнцезащитные маски пришли в Англию из Франции. Здесь они стали неотъемлемой частью высокой моды среди богатых дам. На самом деле «visards» были настолько популярными, что их надевали даже на детские игрушки.
В 1583 году христианский полемист Филип Стабс выпустил брошюру под названием «Анатомия злоупотреблений», в которой он, помимо всего прочего, описал маску «visard»: «Отправляясь куда-либо, они [женщины] всегда берут с собой маски, сделанные из бархата и покрывающие всё их лицо. В них есть отверстия для глаз. Если человек прежде не видел ничего подобного, то он при встрече с дамой в такой маске может принять её за монстра или дьявола».
Несмотря на свой непрактичный и пугающий дизайн, эти маски оставались популярными вплоть до XVII века, после чего мода на них прошла. Однако же похожие маски можно увидеть на картинах конца XVIII века.
Неудивительно, что сатирики (от римского писателя Ювенала до Джонатана Свифта) на протяжении веков высмеивали сложные женские ритуалы по уходу за кожей, называя их изнурительной работой по пять часов в день.
В XVII–XVIII веках появилась косметическая отрасль в современном понимании этого слова, и маски для лица стали привычными для европейцев. Наряду с множеством духов и средств для макияжа королева Франции Мария-Антуанетта ввела в моду и уход за кожей: она смешивала яичные белки с различными растворителями, включая коньяк. Она придерживалась мнения, что под роскошным макияжем всегда должна оставаться здоровая кожа.
В XIX веке косметическая сфера, как и другая промышленность, сделала большой шаг вперед. Так, Елизавета Баварская, известная как императрица Сиси, была поклонницей так называемого «божественного крема», состоящего из белого воска, миндального масла, розовой воды, спермацета и цинка. Крем очень хорошо защищал от солнца, но все хорошо в меру, а Сиси явно получала чрезмерное количество цинка, потому что расходовала одну баночку крема дня за два.
Чтобы сохранить молодость, она отказалась от макияжа и сосредоточилась на уходе за кожей. Она наносила на лицо сырые куски телятины или измельченной клубники. Также она использовала кремы на основе розовой воды, миндального масла и воска.
Было в XIX веке немало и тех, кто хотел вывести мир косметических масок на совершенно новый уровень. Часто идея являлась слишком экстравагантной. Так, в 1875 году модистка и портниха Хелен Роули получила патент US 165955 A на «Маску для медицинских целей». В документе сказано, что это средство предназначено, в частности, для устранения плохого цвета лица и кожных высыпаний. Мягкое и гибкое приспособление было оснащено специальными ремнями для фиксации на голове, ее надевали на ночь три раза в неделю. Она якобы очищала поры, отбеливала и восстанавливала кожу. На деле маска была сделана из простой резины, которая только и делала, что усиливала потоотделение у женщин. Вскоре они были сняты с производства, так как была высока опасность удушья.
Хелен Роули лишь заложила основу. Мысль «изобретателей» шла еще дальше. В конце XIX века началось развитие электричества. В итоге в салонах предлагалась маска из фольги, подключенная к устройству, вырабатывающему низкий уровень электричества. Эта процедура имела успех в 1930– 1940-е годы. Она позиционировалась как подтягивающая и восстанавливающая кожу, а еще как успокаивающая нервную систему.
Во второй половине XX века маски стали рассматриваться в качестве косметики, закрепляющей и усиливающей эффект от того, что используется до них. Иными словами, появились системы многоэтапного ухода за кожей, также включающие тоники, деликатные средства для умывания и многого другого. Зачастую в их составе одинаковые действующие ингредиенты. Начали активно использоваться такие направленные на сохранение упругости кожи вещества, как коллаген, окси-кислоты, ретинол, гиалуроновая кислота. К 1960-м годам такие термины, как очищение, тонизирование и увлажнение, стали частью повседневной жизни. В 1970-е годы производители косметики начали использовать натуральные ингредиенты, чтобы удовлетворить желание клиентов использовать как можно больше органических продуктов. В 1980-х годах коллаген начали добавлять в косметику и маски для лица для повышения эластичности кожи. С конца 1980-х годов на рынке отдельно выделяются маски и другая косметика антивозрастного действия. При этом поиск способов борьбы с неэластичностью, тусклостью и другими несовершенствами кожи продолжается.
В конце XX века наступило время, когда многие косметические процедуры, характерные для спа-салонов, стали доступны дома. Так, уже много лет несложно найти наборы для создания парафиновых масок. А вот альгинатные совершили такое путешествие совсем недавно. Еще 2–3 года назад их практически невозможно было найти в косметическом магазине, доступном всем, а не только профессионалам.

 

Альгинатная маска – сильное увлажняющее средство

 

Альгинатные маски – уникальный в своем роде продукт. За те 20–25 минут, которые их нужно держать на лице, они переходят из гелеобразного состояния в твердое, причем эластичное. Поэтому также их назвали моделирующими, пластифицирующими. Все благодаря альгиновой кислоте, добываемой из водорослей. Но главная особенность данного вещества в том, что оно способно удерживать воды в десятки раз больше собственного веса. Это сильное увлажняющее средство, плюс оно может оказывать другие действия в зависимости от дополнительных компонентов. Такое изобретение популяризировали южнокорейские компании.
Когда в 2010-х годах случился бум корейской системы ухода, листовые маски стали бестселлерами. Пропитанные сыворотками, тонкие, простые в нанесении средства можно использовать не только дома, но и в путешествии. Эксперты считают, что свою лепту внесли и знаменитости, которые помещают в соцсети фотографии в масках.
Сейчас все тканевые маски условно можно разделить на четыре различных категории: отшелушивающие, смываемые, гидрогелевые, микроугольные и листовые.
Есть маски для решения практически любой проблемы: от увлажнения до борьбы с прыщами на ягодицах. Многие ингредиенты, используемые в древних традициях, такие как куркума и розовая вода, остаются популярными и сегодня. Маски для лица стали отличным способом расслабиться после долгого дня или подготовить кожу к важному событию, и их любят как знаменитости, так и простые люди.
Показать оглавление

Комментариев: 0

Оставить комментарий