История маски. От египетских фараонов до венецианского карнавала

Маски для спортсменов

В настоящее время для многих людей занятие спортом перестало быть хобби. Сегодня индустрия производства товаров для атлетов направлена на разработку специальной экипировки, приспособлений и средств, способных повысить показатели спортсмена, улучшить сопротивляемость организма нагрузкам.

 

Тренировочные маски
Одним из наиболее инновационных приспособлений, предназначенных для повышения спортивных результатов, выступают тренировочные маски. К их эксплуатации прибегают не только профессиональные атлеты, которые нуждаются в прогрессивном росте мышечной массы, расширении ресурса легких, но также спортсмены-любители.
Тренировочные маски разработаны специально в качестве средства, способного имитировать условия, которые существуют во время проведения тренировок на высокогорье. При повышении физических нагрузок с использованием подобной маски создается эффект кислородного голодания. В результате адаптация атлета к занятиям в подобных условиях позволяет заметно расширить возможности тела, сократив время на получение конкретных результатов.
Отдельные тренировочные маски отличаются различной комплектацией. Это дает возможность моделировать занятия на высоте от 1 до 6 км над уровнем моря.
Тренировочные маски предназначены для повышения спортивных результатов. Они выступают ограничителями дыхания. По форме такие изделия во многом напоминают обычные респираторы с клапанами. Приспособление надевается на лицо, создавая дополнительное сопротивление при выдохе и вдохе. Таким образом, во время бега, прочих физических нагрузок укрепляется диафрагма, повышается способность легких к поглощению кислорода.
В тренировочной маске установлены специальные клапаны для дыхания – два входных (по бокам маски) и один выходной (расположен по центру). Респиратор прочно крепится на лице с помощью широких ремней, которые плотно охватывают голову и фиксируются на затылке с помощью липучек. Маска изготовлена из синтетических материалов: полиэстер, неопрен, эластан. В комплекте идут сменные клапаны с разной пропускной способностью. Принцип работы маски аналогичен противогазу, только воздух не очищает.
В новых моделях тренировочных масок ограничение воздуха регулируется прямо на маске без смены клапанов. Это удобно, когда занятие проходит циклами, а для восстановления между подходами нужно открывать доступ к кислороду.
Тренировочная маска создает сопротивление воздуха – во время вдоха входные клапаны ограничивают поступление воздуха, поэтому в ней придется дышать с напряжением. Клапаны респиратора не дают сделать неглубокие и быстрые вдохи-выдохи.
Разработчики заявляют, что тренировки в маске существенно сокращают время занятий. К примеру, двадцатиминутная тренировка по своей интенсивности приравнивается к целому часу работы. На самом деле это не совсем так. В реальности система клапанов лишь затрудняет дыхание, но она никак не может уменьшить атмосферное давление и содержание кислорода во вдыхаемом воздухе. Да, маска усложняет тренировки, но с тренировками в горах нет ничего общего. Она лишь заставляет дыхательные мышцы работать мощнее.
Тренировочная маска – это хорошее приспособление для развития дыхательных мышц и легких. Маска создает стрессовую нагрузку, организм адаптируется и показывает лучшие результаты уже без маски.
Гипоксическая маска – это запатентованный тренажер со специальной системой ограничения поступления кислорода в легкие через клапаны. Такой тренажер заставляет дыхательные мышцы, в том числе диафрагму, нагружаться при вдохе, тем самым улучшая функции дыхательной системы.

 

Тепловая маска
Она полезна для тех, чьи работа или хобби предполагают длительное нахождение на открытом воздухе при сильных морозах. В таких условиях людям тяжело выполнять работу на открытом воздухе, невозможно заниматься спортом: бегом на улице, катанием на лыжах и сноуборде.
Чаще всего люди прибегают к помощи шарфа, чтобы защитить лицо от холода. Однако влага, содержащаяся в теплом воздухе, выдыхаемом человеком, конденсируется и оседает в виде капелек на ткани, делая шарф мокрым. Мокрая одежда на холоде моментально приводит к большим теплопотерям. А вот тепловая маска такого эффекта не дает.
Тепловая маска артикула ТМ.2.1 состоит из теплового блока и строп на текстильных застежках, которые крепятся вокруг головы.
Тепловая маска «Luxe 3 в 1» состоит из подшлемника и теплового блока, который крепится поверх подшлемника с помощью текстильных застежек.
Принцип работы: в состав маски входит тепловой блок. Он аккумулирует тепловую энергию из выдыхаемого человеком воздуха и прогревает вдыхаемый воздух.
Маска создает буферную среду между выдыхаемым теплым воздухом и холодным воздухом снаружи. Таким образом она обеспечивает благоприятный стабилизирующий эффект за счет создания сбалансированного температурно-влажностного режима дыхания.
Лицо находится в комфортном микроклимате, оберегающем самые уязвимые места – нос, подбородок, щеки.
Тепловую маску можно использовать при температуре до –50 °C. Она значительно увеличивает время пребывания на улице, позволяет быстрее согреться замерзающему человеку. Срок эксплуатации – до 1000 часов.
В отличие от многих спортивных моделей (снуды, бафы, балаклавы) тепловые маски регулируются под нужный размер головы стропами на текстильной застежке. Маска артикула ТМ 2.1 для более точной фиксации крепится в двух точках – на шее и затылке.
Конструкция изделий позволяет дышать как ртом, так и носом, что удобно при разных режимах интенсивности движения. Прочный адаптер из полипропилена защищает дыхательный блок от повреждений.
Материал моделей – непромокаемый и непродуваемый виндблок. Его теплоизоляционные свойства обеспечивает наличие воздушных «микрокарманов» между волокнами. Ткань имеет хорошую гигроскопичность и отлично отводит конденсат, кожа всегда остается сухой.
Виндблок быстро сохнет после стирки, гораздо быстрее шерсти и хлопка. Ткань приятна на ощупь, эластична и имеет небольшой вес. Лицевая сторона ткани – гладкая: вода и снег на ней не задерживаются и не впитываются в материал. Это свойство придает изделиям из виндблока отличную влагостойкость. Комфорт обеспечивает мягкая и приятная на ощупь внутренняя сторона из флиса. Материалы масок и теплового блока не оказывают вредного воздействия на организм человека.

 

Шлем для бокса
Во время занятий боксом важно обеспечить надежную защиту головы от травм. Безусловно, полностью уберечь человека от ссадин и ушибов такой атрибут не сможет. Его основная задача заключается в том, чтобы закрыть важнейшие точки: нос, подбородок, уши и голову в целом.
Аналоги современных шлемов использовались еще много веков назад, с периода появления кулачных боев. В мире спорта такое защитное средство получило распространение благодаря легендарному боксеру Джеку Демпси. Чтобы отточить мастерство бокса, спортсмен предпочитал долгое время проводить в спаррингах. Для защиты головы он попросил своего друга Якоба Голомба, основателя компании «Эверласт», специализирующейся на производстве купальников, изготовить защиту.
Голомб создал первую в мире модель современного шлема для бокса. Изделие плотно прилегало к голове, смягчало силу ударов, при этом не мешало уворачиваться от них и не доставляло спортсмену дискомфорта. Начиная с 1986 года боксерский шлем стал обязательным элементом защиты в боксе.

 

Маска хоккеиста
В хоккей играют настоящие мужчины, но более всего рискует вратарь. Как известно, шайба летит в ворота со скоростью порядка 150 км в час. Получить в лицо удар каучуковым диском, пущенным с такой скоростью, «удовольствие» не из приятных.
Однако такой, казалось бы, логичный и необходимый элемент вратарской защиты появился только спустя почти 45 лет после появления собственно хоккея, да и то долго не признавался ни игроками, ни зрителями, потешавшимися над первыми вариантами вратарской маски, выглядевшими иногда просто смешно.
Впервые мужской хоккей был продемонстрирован еще в 1920 году в Антверпене на летних Олимпийских играх. А начиная 1924 года ледовые хоккейные битвы стали одним из самых важных и зрелищных видов зимнего олимпийского спорта, привлекающим максимальное количество болельщиков и вызывающим огромный шквал эмоций и невероятную бурю переживаний.
В 1929 году вратарь «Монреаль Мэрунз» Клинт Бенедикт впервые появился на публике в маске из пластика и кожи собственного изготовления. Если учесть, что в двух матчах того сезона он умудрился получить сотрясение мозга, рассечение брови, перелом носа и скулы, его желание хоть как-то защитить себя становится вполне понятным.
Маска Бенедикта оказалась не совсем удобной при игре, и сам изобретатель отказался от неё уже после нескольких матчей, а после очередного попадания шайбы в шею вообще оставил хоккей.
На Олимпийских играх 1936 года в Гармиш-Партенкирхене (Германия) настоящий фурор произвел вратарь сборной Японии, Тейджи Хонма, который носил очки и опасался получить травму глаз.
В 1954 году голкиперам НХЛ были предложены маски из прозрачного пластика. Сразу же выяснилось что подобное «забрало» практически перекрывает вратарю кислород, да еще и запотевает со страшной силой.
Однако время шло, и вместе с мастерством игроков НХЛ возрастала и сила наносимых ими ударов по воротам.
Знаменитый страж ворот «Монреаль Канадиенс» Жак Плант выступал настоящим поборником маски. 1 ноября 1959 года бросок игрока «Рейнджерс» сломал нос Планту, после чего вратарь отправился в раздевалку, а игру остановили на 45 минут. На лед Плант вернулся в маске, чем чрезвычайно взбесил тренера. Плант сам изготавливал маски из стекловолокна и постоянно надевал на тренировки. Однако на игру тренер ему надевать ее запрещал, считая, что маска на лице снижает периферийное зрение. Плант в буквальном смысле объявил забастовку, заявляя, что не выйдет на лед без маски.
Поскольку достойной замены Планту не было, Джозеф Блэйк вынужден был пойти на попятную.
Вратаря спасли победы – в маске Плант не проигрывал 18 матчей подряд. Это событие заставило замолчать журналистов и трибуны, которые называли вратаря трусом. После истории Планта вратари из НХЛ начали переходить на маски из фибергласса и превратили их в заметный элемент экипировки.
Позднее Плант основал собственную фирму под названием «Фиброспорт», специализирующуюся на изготовлении вратарских масок. Для тестирования образцов использовалась пневматическая пушка, из которой вылетали шайбы со скоростью 120 миль в час.
В Европе вообще и в СССР в частности хоккейная маска также долго не использовалась. Первым советским вратарем, надевшим маску, был вратарь воскресенского «Химика» Анатолий Рагулин, брат Александра Рагулина, знаменитого игрока ЦСКА и сборной СССР. Он задумался об этом после того, как однажды получил шайбой в лоб и у него возникла реальная угроза зрению из-за повреждения глазной мышцы. Молодой вратарь стал искать маску. Но такого материала, как стекловолокно, в Советском Союзе еще не знали. Выручили болельщики, рабочие химкомбината.
Дело было в 1959 году. Где то на задворках отыскали выброшенный металлический бюст товарища Жданова, отпилили ему голову, от нее отрезали лицевую часть. Кромки обработали, на месте глаз и рта сделали дырки, получилась маска.
В супер серии 1972 года СССР – Канада сборная СССР поразила американцев не только мастерством и мужеством. Огромное удивление вызвала маска вратаря Владислава Третьяка, представлявшая собой обычный хоккейный шлем, к которому была прикреплена защитная решетка. В НХЛ в это время пользовались масками из стекловолокна. Но, как показало время, решетка оказалась самым надежным и лучшим вариантом. Сегодня все вратари мира пользуются шлемами с прочной сеткой, закрывающей лицо.

 

Маска хоккейного вратаря – самый красивый элемент хоккейной экипировки

 

Маска вратаря – самый красивый элемент хоккейной экипировки, а иногда и настоящее произведение искусства. Современные маски стали появляться еще в 1980-х годах – их называют «птичья клетка» за особую форму, которая позволяет меньше контактировать с шайбой и обеспечивает достаточную защиту лица и глаз. В юниорских лигах Северной Америки используются маски с более плотной решеткой, хотя в такой же всю карьеру играл и вратарь сборной России Максим Соколов.
Современная маска должна максимально защищать голову вратаря, обеспечивать ему надежный обзор и комфортное дыхание. Поэтому производители используют комбинацию из многослойного фибергласса (стеклопластик) с кевларовыми (волокно высокой прочности) вставками.
Стекловолокно используется из-за легкой формовки, устойчивости к повреждениям и небольшого веса. Кевлар усиливает общую конструкцию маски, но не увеличивает ее вес – такие же волокна используются при создании бронежилетов. У кевлара высокая сила внутреннего трения, которая позволяет эффективно рассеивать кинетическую энергию – он отлично подходит для противодействия шайбе, летящей со скоростью 100 км/ч.
Прокладки внутри маски делают из пены и каучука – они лучше поглощают импульс от удара и берегут голову. Сетку делают из сплава нержавеющей стали и титана – опять же для того, чтобы обеспечить минимальный вес конструкции. В маске также делают специальные отверстия, которые снижают общий вес конструкции и обеспечивают дополнительную вентиляцию.

 

Шлем для регби
Шлем для регби не является обязательным элементом экипировки регбиста. Однако многие игроки, включая некоторых представителей лучших команд мира, предпочитают использовать шлемы.
Регбийные шлемы никоим образом не защищают от сотрясений мозга. Даже жесткие и габаритные шлемы для американского футбола полностью не уберегают от травм головы, что уж говорить о мягких регбийных. Первоначальной целью шлемов была защита ушей, кроме того, они защищают от порезов, синяков, рассечений и других мелких травм головы.
Лавры создания первого головного убора для регби историки отдают лондонскому христианскому колледжу Финчли. Точная дата неизвестна, упоминается лишь конец XIX века. Первые шапочки для регби защищали исключительно уши, но уже в начале XX века регбийные шлемы приобрели более знакомые очертания. Кожаные шлемы достигли пика популярности в 1950–1960 годах. Одним из известнейших регбистов в шлеме был будущий команданте Эрнесто Че Гевара, который в конце 1940-х – начале 1950-х годов играл за аргентинский клуб «Сан-Исидро».
В 1970-х, когда в моде были длинные прически, носить шлемы стало неудобно. И только с появлением в 1990-х годах новых гибких, но прочных материалов, в том числе гасящих удары пеноматериалов высокой плотности, регбийные шлемы вновь вошли в оборот.
Традиционно шлемы носят форварды, недаром по-английски шлем иногда называют «scrum cap» – шапка для схватки. Особенно часто в них можно увидеть представителей второй линии. Но иногда в шлемах выходят и защитники.
Вопросы регбийной экипировки регулирует «Предписание World Rugby № 12». В соответствии с этим документом шлем для регби должен закрывать темя, лоб, виски и уши. В этих зонах толщина защитного слоя шлема не должна превышать 10 мм, в остальных слой защиты не должен быть толще 5 мм. При этом толщина ткани шлема не должна превышать 1 мм.
Шлем не должен влиять на слух игрока, поэтому в нем обязательно должны быть отверстия в ушной зоне. Эта часть может быть выполнена, например, в виде сетки, но ее размер не должен превышать 30 мм.
Шлем для регби не должен мешать и зрению игрока. Согласно тому же предписанию угол горизонтального обзора при надетом шлеме должен составлять 105 градусов, а вертикальный на 25 градусов выше уровня глаз.
Производители при разработке дизайна должны обеспечить должную вентиляцию шлема, а также снабдить его надежной застежкой, чтобы шлем оставался на своем месте даже в самую трудную минуту игры. При этом минимальная ширина ремня составляет 15 мм.
Жесткие металлические скобы, кнопки и тому подобные устройства не приветствуются. Поэтому сзади на шлемах обычно используется шнуровка.
Шлемы разных производителей отличаются дизайном, цветом и ценой. Из-за рекламных контрактов регбисты вынуждены заклеивать логотип фирмы-производителя.

 

Маска фехтовальщика
Спортивное фехтование – один из пяти видов спорта, входящих в программу всех Олимпийских игр современности. В зависимости от используемого оружия подразделяется фехтование на рапирах, фехтование на саблях и фехтование на шпагах. Соревнования проводятся среди фехтовальщиков и среди команд.
Самые первые маски для фехтования были чрезвычайно редкими и выглядели примерно как маска из античного театра.
Первую настоящую фехтовальную маску из проволоки изобрел французский профессор Ла Буассие. Советские учебники фехтования даже указывают год этого изобретения – 1776. Эта дата близка к истине, однако есть изображение маски, датируемое 1773 годом.
Несмотря на то что новое изобретение доказало свою эффективность, внедрение решетчатой маски шло очень тяжело.
Современники тех лет отмечали, что преимущество маски было «не только игнорировано, но и неизвестно во многих фехтовальных академиях». Даже к концу XIX века маска не всегда использовалась для упражнений.
Так, в трактате «Теории фехтования» (1845 год) французский мастер фехтования Антонен Посселье (1793–1864), известный как Гомар, опубликовал правила для конкретных упражнений по фехтованию, где категорически заявляет, что упражнения должны выполняться без масок.
Чтобы понять, почему фехтовальщики XIX века могли бы использовать такое изобретение, устранив тем самым ненужный риск и потенциально катастрофические последствия, но не делали этого, нужно принять во внимание культуру того времени.
Исторически владение искусством фехтования являлось одним из признаков благородного воспитания, выявляющим социальное положение человека в обществе, где демонстрировалась способность грациозно двигаться и обладать самоконтролем над своими эмоциями и действиями.
Использование маски для фехтования показало бы, что человек поставил под сомнение способность оппонента правильно защищаться, тем самым неявно оспаривая его изящество и самоконтроль.
Была и еще одна причина непринятия фехтовальной маски. Фехтовальщик в маске чувствует себя более защищенным и готов к неоправданному риску. А вот будь он без маски, он бы не стал совершать опрометчивых действий.
Тренировочный поединок без защиты давал необходимое чувство опасности в фехтовальном поединке, как бы имитируя дуэль, что предполагало сохранение фехтовальных традиций, подходов к обучению искусству фехтования как искусству Защиты.
Таким образом, фехтовальная маска способствовала (сама того не желая) сильному различию между фехтовальным поединком в зале в защите и реальной дуэльной практикой, которая проявлялась все реже.
Во всяком случае, спустя несколько лет после официального изобретения маску вполне современного вида можно встретить на страницах специализированных учебников. Дальнейшая эволюция масок связана с появлением кожаного обрамления, что сделало ее более удобной и надежной.
А решающим в развитии этого средства защиты стало применение более плотного плетения решетки. Примерно до середины второй половины XX века использовалось плетение с шестигранными ячейками, а к концу столетия повсеместно перешли к более плотному клетчатому.
Во второй половине XIX века маски стали специализировать под виды оружия. Так, маска для фехтования на саблях приобрела внушительные проволочные дуги, защищающие голову фехтовальщика от рубящих ударов. В дальнейшем, с облегчением спортивных сабель, эти дуги исчезают.
Современные маски отличаются особым комфортом и прочностью, которая измеряется в Ньютонах. Наиболее прочные, сертифицированные для международных соревнований, имеют прочность 1600 N.
Но даже когда фехтовальщики начали использовать маски, иногда случались несчастные случаи, приводившие к травмам. Правда, это происходило обычно в тех случаях, когда ломался клинок атакующего, маска не выдерживала проверку на прочность и обломок клинка травмировал фехтовальщика.
Первое соревнование по фехтованию с использованием решетчатой фехтовальной маски было проведено в июне 1880 года в Лондоне на Королевском турнире – это старейшее и крупнейшее Military Tattoo (фестиваль военных оркестров). В турнире принимали участие как офицеры, так и солдаты. Каждый бой велся до пяти ударов.
К началу XX века фехтовальная маска претерпела ряд усовершенствований согласно требованиям к защитному оборудованию:
• в 1904 году додумались делать фехтовальные маски не плоские, а как корпус лодки. В этом случае гораздо больше шансов, что наконечник рапиры никогда не ударит перпендикулярно маске, а уйдет в сторону (соскользнет по килю);
• решетки маски должны пересекаться под прямым углом, и сваривать их нужно на каждом стыке;
• наконечник рапиры должен иметь ширину не менее пяти миллиметров;
маска должна была еще и защищать шею, поэтому был добавлен воротник;
• удобно фиксироваться на голове фехтовальщика.
В наше время на спортивных соревнованиях фехтовальная маска обязательна и должна соответствовать техническим требованиям. Выдержка из приказа Минспорта России от 08.08.2016 № 944 (ред. от 01.06.2017) «Об утверждении правил вида спорт «фехтование»:
… 5. Маска. 5.1. Маска должна быть сделана из сетки, у которой просвет между нитями не должен превышать 2,1 мм, а металлические нити сетки иметь минимальный диаметр 1 мм. Исключено использование транспарентных масок (со вставками из прозрачного пластика). Сзади у маски обязательно должен находиться исправный пристяжной ремешок, препятствующий свободному непроизвольному снятию маски. 5.2. Во всех видах оружия маски должны быть сделаны в соответствии с прилагаемыми требованиями безопасности и иметь соответствующий знак качества, предусмотренный этими требованиями…
В экипировку современного фехтовальщика входит защитный костюм белого цвета из облегченного кевлара, состоящий из куртки (колет) и брюк по колено на подтяжках. На ноги надеваются длинные белые гетры и специальная фехтовальная обувь с плоской подошвой. Голову защищает маска с металлической сеткой и воротом, защищающим горло спортсмена. На вооруженную руку надевают перчатку.
Показать оглавление

Комментариев: 0

Оставить комментарий