История маски. От египетских фараонов до венецианского карнавала

Женские маски

Обычно если заходит речь о том, что женщины в некоторых культурах закрывают лицо, то все сразу вспоминают чадру в мусульманских странах или вуаль в европейских.
Однако, как утверждают исследователи, традиция закрывать лицо существовала у жителей Аравийского полуострова и Ближнего Востока ещё до появления мусульманской религии. Возникла она в связи с необходимостью защищать кожу лица, глаза и волосы от обжигающих лучей солнца и непереносимого блеска песка.
Вуали или маски для лица различаются в зависимости от района проживания и принадлежности к тому или иному племени. По длине маски, элементам украшения и материалам, применяемым для её изготовления, можно определить происхождение её носительницы. Она может рассказать и о благосостоянии. Некоторые женщины пришивают на неё серебряные или золотые монеты, как правило, старинные, имеющие высокую ценность.
Эти маски на Аравийском полуострове называются «бурка» или «бурга» на местном диалекте арабского языка.
В Афганистане бурка – это паранджа, закрывающая женщину с головы до ног, а бурка в Объединенных Арабских Эмиратах появилась еще в домусульманские времена. Она лишь частично прикрывает лоб и верхнюю губу. В жарком и суровом климате Персидского залива бурка защищала лицо от палящего солнца, песка и пыли. Женщины, как правило, начинали закрывать лица масками после помолвки или замужества.
Со стороны кажется, что бурка сделана из золота или другого металла, но в аравийском климате это нереально. На самом деле бурки делают из льняной ткани, экспортируемой из Индии. Для «золотой» бурки ткань окрашивается в синий (чернильный) или фиолетовый цвет, а затем натирается металлом (например, сейчас это могут быть жестяные крышки) для получения металлического блеска. В прошлом женщины использовали для этой цели перламутровые раковины.
Палочка, соединяющая верхнюю и нижнюю часть бурки, называется по-арабски «сейф» («меч»). В прежние времена считалось, что остающийся на лице женщины из-за жары и влажности сине-фиолетовый след от бурки, который называли «эффектом заката», делает его более красивым.
Бурки могут быть самых разных цветов, хотя многие женщины до сих пор предпочитают золотой цвет.
Как и когда возникла у женщин такая маска, неизвестно. Есть только легенды.
Согласно одной из них, когда в древности одно племя готовилось сражаться против другого, его глава из-за нехватки мужчин приказал женщинам надеть маски и сесть на коней. Противники из другого племени испугались многочисленности войска и не стали вступать в бой, после чего слава о бурке как о символе, приносящем удачу, распространилась по всему Заливу и этот элемент одежды завоевал популярность у женщин. Считается, что по форме бурка напоминает черты почитаемого на Аравийском полуострове сокола, который является символом гордости, силы и мудрости.
Еще одна легенда гласит, будто таким образом девушки пытались отпугнуть мужчин, которых выбирали им в женихи родители, если те не приходились им по вкусу. Кроме того, бурку считали эффективным средством от сглаза или любовных чар.
А кто-то считает, что эти маски стали использовать молодые девушки, чтобы скрыть своё лицо от рабовладельцев, которые ходили по селениям в поисках рабынь.
В XVIII веке бурка закрывала почти все женское лицо. Однако со временем ее внешний вид значительно изменился. Вид бурки отличается как в разных эмиратах, так и в разных странах Персидского залива. Например, в столичном эмирате Абу-Даби это в верхней части тонкая полоска и широкий закругленный низ. В Аль-Айне предпочитают носить бурки с узким верхом и низом. В Бахрейне и Катаре бурки квадратные, там не обрезают и не закругляют концы под прорезями для глаз, как делают в Эмиратах. В султанате Оман и граничащем с ним эмирате Фуджейра бурка больше по размеру и шире в верхней части, чем дубайская, а ее конец выступает за пределы лба.

 

Бурка в Объединенных Арабских эмиратах частично прикрывает лоб и верхнюю губу

 

А вот в Саудовской Аравии традиционных для других аравийских монархий бурок не носят совсем, там популярен никаб – черная вуаль, оставляющая открытой только глаза.
Бурка была частью повседневной одежды эмиратских женщин до конца 1960-х – начала 1970-х годов. Теперь же ее в основном можно увидеть на женщинах старшего поколения, молодые же используют традиционную бурку только по особым случаям, к примеру на официальных праздниках.
Очень сложные маски носят бедуинки и женщины сельских районов Западной Аравии. Ещё не став взрослыми, девочки-бедуинки начинают закрывать лица от посторонних вуалями. Поначалу это простая вуаль, но постепенно на ней появляются украшения – вышивка серебряной нитью, монеты, небольшие амулеты, бисер, колокольчики, ракушки, даже пуговицы.
Замужние бедуинки некоторых районов носят несколько тяжёлых нитей монет, прикреплённых к налобной повязке и свисающих прямо на лицо. Количество монет свидетельствует о социальном статусе и богатстве владелицы. Часто помимо монет по бокам лица свисают подвески. Обычно в этих подвесках присутствуют бусины бирюзы, призванные предохранять от сглаза, бусины сердолика, способствующие плодовитости, и бусины янтаря для сохранения здоровья.
Некоторые маски изготовляются из кожи и раскрашиваются в разные цвета или украшаются вышивкой. Большинство из них отделывается свисающими кистями.
А вот женщины-вахиба из Омана закрывают лицо маской батула, которую ещё называют маской-клюв. Обычно она чёрная, но бывает и золотистого или синего цвета, а среди молодых бедуинок модно иметь батула сиреневого цвета.
Примерно такого же типа маски до сих пор носят в сельских районах Ирана. Ее часто называют «буркой», но сами иранцы называют ее «рубанд», «чешмбанд» или «некаб-е». В южной части Ирана, в провинции Хормозган, она является повседневным предметом женского гардероба.
При этом в одной местности бурку надевают в качестве защиты от солнца, в другой – от песка, который летит в лицо. В некоторых деревнях Хормозгана бурку носят и как элемент хиджаба.
Точно неизвестно, но многие этнографы полагают, что подобные маски иранские женщины начали носить пару веков назад. Форма бурки была такой, что издали женщину принимали за усатого мужчину. Такая хитрость позволяла отпугивать вражеских солдат.
Бурку на девочек надевают с 9 лет. Причем внешний вид маски может многое рассказать о девочке или девушке: место проживания, возраст, семейное положение. Имеет значение и цвет. Девочки ходят в черных или темно-коричневых бурках, а невесты носят оранжево-золотистые. Красные маски носят замужние иранки. Шьют их исключительно на заказ. Обеспеченные иранки заказывают маску, расшитую камнями.
В Хадрамауте, области на юге Аравийского полуострова, которая сейчас находится в Йемене, женщины носят огромные, до полуметра высотой, соломенные колпаки, которые называются «мадхалла». Он позволяет работать под палящим солнцем, когда температура порой достигает пятидесяти градусов по Цельсию. У головы всегда сохраняется прослойка более холодного воздуха. И женщины могут при любой погоде пасти коз или работать в поле. Лицо женщины при этом закрыто маской – «никабом». Никаб в южном Йемене похож на маску, в его середине верхнюю и нижнюю часть соединяет тонкая ниточка, что придает глазам, обильно подведенным сурьмой, весьма своеобразный вид.
Народ рашайда живет в преимущественно в Эритрее и северо-восточном Судане на Африканском континенте. Причем они пришли из Аравии в Эритрею и Судан 1846 году в результате межэтнических конфликтов у себя на родине. Сейчас рашайда остаются последним преимущественно кочевым народом Эритреи. «Рашайда» означает беженец. Женщины-рашайда носят частично закрывающие лицо вуали и маски. Наиболее красивыми считаются свадебные маски.
В других районах Африки есть свои варианты женских масок. Они по большей части ритуальные. Например, такова деревянная маска-шлем женского общества Санде. Это особое женское общество в Либерии, Сьерра-Леоне, Гвинее и Кот-д'Ивуаре, в основном среди народности менде. Оно посвящает девочек во взрослую жизнь с помощью ритуалов, воспитывает представления о морали и надлежащем сексуальном поведении, а также помогает женщинам на протяжении всей их жизни. Кроме того, Санде защищает социальные и политические интересы женщин. У мужчин в этих же районах есть свое подобное общество – Поро.
В сообществе Санде есть несколько типов масок, некоторые из них сделаны из дерева, а другие из кожи, меха и ткани. Маски, используемые в обществах Санде и Поро, имеют общие иконографические особенности по всему региону, но каждая маска известна индивидуальным именем человека, соответствующим духовной силе, которая приписывается главам местных сообществ женщин и мужчин.
Есть особый тип маски, также часто называемый бунду, она надевается на церемониях посвящения. Словом «сово» называют как сверхъестественную сущность, которая представляет тайное женское общество, так и танцовщицу в этой маске-шлеме, которая получает силу этой сущности. В этой же маске женщина появляется на публике при особых событиях, таких как визиты важных сановников, коронации и похороны вождей.
Каждая черта маски имеет особое значение:
– большой лоб означает мудрость, интеллект,
– сонливые, опущенные глаза – скромность,
– черный цвет – тайна,
– кольца на шее – здоровье и процветание.
Кроме того, глаза маски немного больше обычных глаз человека, что указывает на знания и мудрость, а нос и рот маски немного меньше, что означает женскую красоту. Таким образом, маска олицетворяет идеалы женственности.
Маска олицетворяет давно умершего основателя общества Санде, но также и весь единый дух женского объединения. Дух говорит с людьми не через слова, а через язык танца. Движения танцора показывают силу и значение обычных женщин, восхваляют идеал женской красоты.
Главной задачей верховной маски Санде является подготовка и проведение женского обряда инициации. Маска появляется в самые ключевые моменты этого процесса. Ее первое появление объявляет, что в некоторых семьях девочки достигли возраста посвящения и должны быть направлены в лесные школы для прохождения обучения. Танцем маска сопровождает процесс сбора продуктов и подарков для будущих «выпускниц». Процесс обучения занимает несколько месяцев, и в это время женщина в маске сопровождает девочек для свиданий с близкими. И, наконец, она приводит нарядно одетых девушек обратно в города и деревни после окончания обучения и завершения обряда посвящения во взрослую жизнь. После этого девушки менде признаются достигшими брачного возраста, взрослыми женщинами. Обряд завершается большим праздником с танцами, песнями и непременным участием главной маски.
На протяжении всего процесса инициации маску носит зрелая женщина, сильная и выносливая физически, знающая многие танцы и мифологию народа менде.
Когда девочка приобщается к обществу Санде, наставники общества поручают главному резчику деревни или города (обычно мужчине) вырезать для нее маску с индивидуальными особенностями. Резчик не начинает работы без вдохновения, он ждет, чтобы что-то подтолкнуло его вырезать именно то, что необходимо. Маска вырезается в тайне – это непременное условие. После ее «освящения», на котором присутствует главная маска, «заряженный» шлем может использоваться хозяйкой в ритуалах женского союза и храниться в тайном месте.
Такая маска-шлем вырубается из сегмента цельного ствола хлопкового дерева. Внутренняя полость шлема должна соответствовать размерам головы будущей владелицы со всеми ее особенностями – ведь шлем будет полностью скрывать голову, опираясь на плечи.
Небольшая лицевая часть обычно вогнутая, тщательно отполированная, с мелкими, тонко вырезанными чертами лица. Как правило, лицо маски треугольной формы с широким выпуклым лбом и маленьким острым подбородком опирается на массивную шею с характерными валиками.
Ровный и спокойный лик, как объясняют люди менде, выражает безмятежную женскую красоту.
После основной обработки поверхности маски ее шлифуют грубыми листьями фикусового дерева, а затем окрашивают в черный цвет с помощью натуральных красителей из отвара различных листьев. Сейчас в окрашивании часто используют гуталин. Перед использованием маску обязательно протирают пальмовым маслом, чтобы придать ей живость и блеск и показать здоровье и красоту ее владелицы.
У этих масок шея очень массивная. Это делается потому, что маска надевается на голову, и через узкое отверстие голова просто не пролезет. И на шее шлема есть кольца. Что они означают – точно неизвестно, потому что члены общества Санде никогда об этом не расскажут. По одной версии, кольца – это шейные украшения, использовавшиеся женщинами народа менде на протяжении нескольких веков. По другой круглые шейные валики – это шейные складки, принадлежащие полной и дородной женщине, что для африканок считается признаком красоты, богатства, женской плодовитости и ее власти. Или эти кольца являются признаком богини Сово, которая изначально была водной богиней, поэтому шейные кольца символизируют волны, образовавшиеся на поверхности воды после всплытия богини. То есть это как бы водная рябь.
К шлему всегда прикрепляют пышный воротник из пальмовых волокон (рафии), чтобы скрыть плечи танцора. Раньше к шлему танцовщица еще надевала толстый хлопчатобумажный костюм, крытый тяжелым волокном рафии, окрашенной, как и маска, в черный цвет. Сейчас маскированные участники обрядов часто обходятся только воротником, облачаясь в черный плотный костюм без нашитых на него волокон. Все части костюма плотно подогнаны и заправлены, а рукава сшиты, на ногах длинные чулки и черная мужская обувь. Тела нигде не должно быть видно.
Считается, что маска без костюма не имеет значения – весь костюм представляет собой дух, однако костюм без маски не имеет имени, а вот отдельная маска носит имя своей владелицы и иногда используется отдельно как ритуальный предмет.
Прическа – самая большая и самая подробная часть маски-шлема, тщательно вырезанная в дереве. Эта прическа является как бы отличительным признаком владелицы. По прическе можно определить, из какого региона (из какой общины) страны женщина менде или ее маска, а также какую иерархическую ступень в обществе Санде она занимает.
Изящные прически также символизируют важность социального сотрудничества, так как женщина нуждается в помощи подруг, чтобы уложить волосы в такую сложную прическу. А переплетения волос символизируют тесную связь в пределах сообщества женщин менде.
В зависимости от прически маски-шлемы Санде делятся на две группы: классические маски «сово» и современные «посреднические» танцевальные маски. Маски первой группы используются только на высшем уровне общества Санде – в тайном обществе «совеи». Прическа классических масок очень скромная, неукрашенная, она перевязывается на верхушке белой тканью. Этого типа маски являются непосредственным воплощением духа «совеи» (водной богини Санде).
Маски второй группы олицетворяют духа на обычном уровне. У этих масок есть украшения в вырезанных волосах, усложненный вариант плетения и прочие отступления от канона. Эти маски никогда не перевязываются белой материей, однако в большей степени считаются олицетворением земной красоты, женственности и здоровья.
Иногда на лобной части шлема изображается птица, она символизирует природную интуицию женщины, которая позволяет ей видеть и знать вещи, скрытые для других.
Среди менде и их соседних народов гула и ваи, проживающих в либерийской пограничной со Сьерра-Леоне области, редко, но встречаются маски-шлемы необычного вида. Это двуликие и четырехликие маски-шлемы. Их назначение примерно то же, что и у типичных масок общества Санде – представлять дух на различных культовых церемониях. Только эти маски-шлемы с двумя и четырьмя лицами предполагают собой, что ничто не может быть скрыто от взгляда Духа, поскольку маска видит все.
Показать оглавление

Комментариев: 0

Оставить комментарий