Психопокер: практическая психология манипуляций

Манипуляционные игры мошенников

Весьма часто случается в жизни, что тот или иной человек представляется окружающим особенно честным и добродетельным как раз в ту пору, когда он затевает какую-нибудь мошенническую проделку.
Эрнст Теодор Амадей Гофман
«А что же мошенники?» – спросите вы. Чем их проделки отличаются от манипуляций любого другого человека? Почти ничем. В методах, которые они применяют, вы увидите все то же самое. Но отличия все-таки есть. Они заключаются в намерениях.
Мошенник четко понимает, что он хочет получить в разы больше, чем может отдать. При этом он старается не дать ничего взамен. Это не всегда получается, и тогда для правдоподобности человеку могут предоставить что-то, но шаг навстречу всегда будет значительно меньше того, на что рассчитывает жертва.
Большую часть деятельности мошенников составляет создание правдоподобности того, что они предлагают. Для этого придумываются истории, появляются вымышленные персонажи и даже декорации.
В сегодняшнем интернет-пространстве декорации стало создавать намного проще и дешевле. В современных махинациях этим пользуются с большим успехом, но суть остается та же. Чтобы обмануть жертву, нужно знать, к чему она стремится, чего боится и в каком случае начнет спешить.
Мошенникам нужна массовость: на одну игру должно клюнуть максимально большое количество людей. Чтобы не быть вынужденными искать индивидуальный подход к каждому человеку, они чаще всего опираются на те потребности, которые условно можно назвать ненасыщаемыми. Эти потребности есть у подавляющего большинства людей, вот только проявляются они у каждого человека в разной степени.
Какие же это потребности? Вспомните, чего вам желают, когда поздравляют с каким-либо праздником, особенно личным, например с днем рождения или свадьбой. Конечно, желать могут разные вещи, но есть и повторяющиеся варианты:
• много любви;
• много денег;
• много здоровья;
• благополучия близких.
Я перечислила только некоторые пожелания. Вы можете продолжить список самостоятельно.
Всмотритесь внимательно в эти слова: это то, чего не может быть много, всегда хочется еще.
Никогда не бывает много здоровья. Во время жизни человек обязательно теряет здоровье, иначе не может быть. Но хочется другого!
Вот такие вещи – именно то, что обещают, желая обмануть. Людям настолько хочется получить невозможное, что они начинают верить кому угодно. А кто начинает обещать? Да мошенники!
Именно они обещают волшебное выздоровление, стопроцентное возвращение мужа, чудесное обогащение… Если вам пообещали помощь в том, что вы ужасно хотите получить, задумайтесь: реально ли обещанное?
Многие люди, которые пострадали от мошенников, рассказывали мне на консультациях, что в глубине души подозревали подвох. Даже не один раз думали серьезно поговорить с этими людьми, но их останавливало сильнейшее желание получить то, что никто больше не обещает.
Было ощущение единственного шанса. Как будто увидели бабочку невероятной красоты, которая села на рукав. Главное – не спугнуть, не потерять шанс. Так критическое отношение откладывается в сторону.
Чтобы найти жертву, совсем не обязательно заставлять ее что-то делать. Люди сами дают в руки мошенникам то, что им требуется, будь то личные данные, конфиденциальная информация или деньги.
Именно определенная схема принятия решения приводит к тому, что человек совершает недопустимые действия. Конечно, чтобы это произошло, для начала требуется манипуляция.
Создается правдоподобная легенда.
Ее представляют на сайте несуществующей компании или с помощью видеопрезентации, производящей впечатление. Относительно несложные и недорогие технологии позволяют обращаться от имени существующих крупных компаний.
А дальше все зависит от того, кем является будущая жертва. К примеру, псевдорекламодатели могут предложить большой рекламный бюджет для владельца аккаунта в социальной сети.
Не так уж важно, какой будет эта соцсеть. Важно, чтобы аккаунт, канал или группа были уже достаточно хорошо раскручены и имели много подписчиков. Для начала работы человека просят установить какое-либо приложение. Это может быть небольшая программа, которую надо скачать и запустить.
Может быть, какой-то сервис. Смысл в том, чтобы человек запустил его на своем компьютере. После того как жертва идет навстречу, активируется программа, ворующая личные данные.
Все, что происходит дальше, – дело техники. Программа собирает с компьютера, планшета или телефона данные любой авторизации: логины, пароли. Мошенники очень быстро воруют или аккаунты в соцсетях, или деньги с банковских счетов. Тут уже все зависит от того, какие личные данные удалось украсть.
Давайте продолжим анализировать, какая игра ведется в таких случаях.
После создания доверительной атмосферы начинают предлагать очень привлекательные условия, но в общих чертах.
Человек должен стать менее бдительным, чтобы ему не пришло в голову сомневаться в правдивости полученной информации. Если манипуляция удается, то он захочет предлагаемое так сильно, что начнет опасаться потерять эту сделку. Только после этого ему предлагают невыгодное для него решение, чего он уже не замечает.
Конечно, на эту игру ведутся далеко не все, но мошенники на это и не рассчитывают. Они не боятся отказов и даже не опасаются скандалов, когда их разоблачают. Они получают все, что им нужно, если жертвами становится небольшой процент от тех, с кем начинали махинацию.
Те люди, которые сразу распознают мошенничество, быстро заканчивают игру, и им ничто не угрожает. Даже если манипулятор оказывается напористым, здесь все просто: можно отказываться вести разговоры, не выходить на связь.
Но что, если появились подозрения, однако вы не уверены до конца? К тому же то, что предлагают, слишком соблазнительно, и поэтому не хочется упускать выгоду. Тогда появляется риск стать жертвой.
Людей, которых вы подозреваете, можно проверить.
Для этого сделайте всего два хода.
1. Внимательно отнеситесь к появляющимся подозрительным мыслям.
2. Измените правила игры.
Предположим, для убедительности предложения вам предъявили наличие сайта и предоставили какие-либо материалы. Вы задаете себе вопросы:
• Я лично этих людей видел?
• Я видел их документы?
• У меня есть возможность проверить эти документы?
Если на эти вопросы вы себе ответили отрицательно, тогда просите предоставить шаблон договора с реквизитами компании, чтобы его проверил ваш юрист. Не ищите юриста заранее, просто скажите о нем. Сосредоточьтесь на реакции собеседника.
В ответ вы можете услышать что-то вроде:
– Мы давно работаем с рекламными площадками, и никто пока что об этом не спрашивал.
– Вам столько всего показали, разве вы нам не доверяете?
Подобные ответы указывают на одно: ваш собеседник начинает смущаться и не готов идти вам навстречу. Или готов, но частично – например, присылает запрошенный вами договор, в котором нет реквизитов.
Это достаточный повод для того, чтобы укрепить сомнения. Если же договариваться становится все труднее и труднее, а давление на вас усиливается, то появляется основание, чтобы перестать доверять.
Перейдем ко второй части этой схемы. В процессе переговоров вам предложили выполнить подозрительное действие, устраивающее другую сторону. В нашем примере это предложение скачать и распаковать какую-то программу.
Задайте себе вопросы:
– Мне известна эта программа?
– Я могу скачать ее из открытых источников или только по той ссылке, которую мне предложили?
Если ответы отрицательные, то сразу соглашаться нельзя. Делайте свой ход – меняйте правила игры! Вместо быстрой реакции (ведь вас подгоняют) начинайте медлить. Давайте слишком много информации, причем по другой теме. Вспомните, как любят разговаривать совсем пожилые люди – обо всем подряд, да так, что порой и не остановишь такого человека. Играя подобную роль, в ответ на предложение зайти в электронную почту, чтобы открыть ссылку в письме, начинайте рассказывать, как ваш кот чуть не испортил ноутбук.
Затем можно снова вернуться к первому пункту, сославшись на третье лицо. Например, говорите о том, что вы ничего не понимаете в программах и не занимаетесь этим вопросом. Для этого у вас есть специальный человек, которому вы перешлете письмо с этой ссылкой.
Дальше опять осредоточьтесь на реакции собеседника. Если вас начинают убеждать, что все очень просто, что вам сейчас на раз-два объяснят, как это делать, то стоит задуматься.
Может быть, вам предложат предоставить удаленный доступ к вашему рабочему столу на компьютере. Самое время совсем смутиться! Следующим ответным ходом может быть демонстрация ярких эмоций, когда вы скажете, что все это слишком сложно и у вас разболелась голова. А если начнут давить дальше, ответьте, что вы вообще не у компьютера.
Снова оговорюсь: тем, кто легко отказывает другим, это может не потребоваться. Но они гораздо реже становятся жертвами махинаций. Поэтому, если вы не знаете, как отвязаться от чрезмерно настойчивых людей, попробуйте сделать то, что я предлагаю.
Независимо от того, что в ответ будут говорить, предложите связаться на следующий день.
Вместо скоропалительных решений полезно получить время, за которое можно немного остыть и трезво взглянуть на ситуацию.
Людей с детства приучают вести себя правильно, не нарушать законы, и поэтому достаточно сказать человеку авторитетным голосом, что он что-то нарушил, как у него тут же появляется желание оправдаться или выяснить, в чем дело.
На практике это происходит так: по электронной почте приходит письмо, по виду очень похожее на письма от известных компаний. Выглядит солидно. В сообщении человека уведомляют, что в его аккаунте, например на YouTube, есть нарушения. Чтобы избежать блокировки аккаунта и доказать, что нарушений не было, требуются срочные действия.
Сначала вызывают страх – затем ограничивают время, за которое надо принять решение.
Испуганный человек переходит по ссылке в письме и попадает на сайт, который собирает с компьютера данные авторизации для тех сервисов и приложений, которыми вы пользуетесь.
На какие детали стоит обращать внимание? Можно посмотреть на отправителя электронной почты. Например, вы получаете письмо от компании Google, а когда смотрите отправителя, то видите электронный адрес, который заканчивается на @gmail.com, а не @google.com, как должно быть.
Это значит, что такой электронный адрес может быть зарегистрирован любым человеком. Это письмо неофициальное и отправлено физическим лицом, а не от имени компании. И если в этом письме вас призывают перейти по прикрепленной ссылке, этого ни в коем случае делать не нужно.
Будьте осторожны к звонкам, письмам и обращениям, если вы о них заранее не договаривались. Если вы не готовы отмести их сразу, то внимательно рассмотрите детали таких обращений.
Сколько бы мы ни приводили примеров мошенничества, составить исчерпывающий список невозможно, потому что мошенники придумывают все больше новых приемов.
Они совершенствуются одновременно с тем, как совершенствуются способы защиты от них. Можно сказать, что это живой организм, который все время развивается и меняется.
Но все же есть правила игры, которые остаются неизменными. Они связаны с человеческой психологией и не меняются, потому что не меняется психика человека.
Любой новый прием обмана, который еще не придуман, будет основан на закономерности: чем сильнее хочется что-то получить, тем больше человек фокусируется на желаемом, убирая из зоны своего внимания все второстепенное.
Когда человек видит вожделенный объект и ему кажется, что он вот-вот его получит, срабатывает инстинкт охотника, вынуждающий торопиться из опасения упустить добычу.
В это время вокруг создается так называемая слепая зона, где начинает хозяйничать мошенник. Именно поэтому я предлагаю уделять внимание деталям, которые кажутся второстепенными и, может быть, незначительными. Они сделают видимой слепую зону общения, что выдаст истинные намерения человека.
Показать оглавление

Комментариев: 1

Оставить комментарий

  1. PhillipTeS
    Trực Tiếp đá Bóng Hôm Nay, Link Coi Trực Tuyến Video Clip Tình Huốnglịch thi đấu champions leagueReal có liên tục hai bàn ở những phút cuối nhưng không thể lộn ngược tình thế bên trên bảng xếp thứ hạng. Dù 2 trận đấu này diễn ra trên sảnh trung lập trên UAE, luật bàn thắng sân quý khách hàng vẫn được được áp dụng. Theo thông tin của UEFA, các trận đấu sẽ diễn ra tập trung chuyên sâu ở thành phố Hồ Chí Minh Lisbon (Bồ Đào Nha).