Назад: Глава 2. Проблема зеленой зоны
Дальше: Ресурсы
Мотивация
Если воспользоваться толковым словарем, то мы узнаем, что «мотивация – это побуждение к действию». Мы будем пользоваться другим определением.
Мотивация – базовая потребность любого человека. Она выражается в том, что каждый из нас стремится улучшить свою жизнь или не допустить ее ухудшения. Именно это объединяет такие разрозненные желания, как установка железной двери и улучшение продаж. И то и другое меняет что-то в нашей жизни к лучшему.
Возможно, вам на ум пришло, что я не совсем прав. Доказано, что человек стремится к удовольствию и бежит от того, что вызывает у него неприятные эмоции. И все поведение продиктовано именно этим. Вы правы, мы действительно зависимы от положительных и отрицательных эмоций. Некоторые психологи называют это мотивацией «тяни-толкай», в том смысле, что положительные эмоции нас тянут к себе, а отрицательные отталкивают. Однако хочу обратить ваше внимание на то, что эмоции – следствие поступка. Положительные – вознаграждение. Отрицательные – наказание. Кнут и пряник. Шпора и морковка. Природа создала великолепный балансир. Когда мы делаем то, что нам на благо, то испытываем удовольствие. Когда вредим себе – дискомфорт.
К сожалению, эта система настроена под другие условия, нежели те, что окружают нас сегодня. Сегодняшний мир невероятно сложен, и в нем есть масса такого, с чем человеческий род никак не мог столкнуться на эволюционном пути. Поэтому возможны сбои, когда мы получаем удовольствие от того, что нам вредит. Например, от курения. Но это не предмет нашего внимания, давайте вернемся к теме.
Так получилось, что под мотивацией нами по умолчанию понимается стремление со знаком плюс, во благо компании, семьи, общества и личного развития. Конечно, это так. Однако в контексте данной книги удобнее смотреть на проблему шире.
Каждый из нас желает сделать свою жизнь лучше и прикладывает какие-то усилия. У кого-то это выражается в стремлении больше зарабатывать, у кого-то – в желании купить новый телевизор. Каждый из нас плохо реагирует на изменения к худшему. Если они происходят, мы очень стараемся возвратить статус-кво.
Мотивация как базовое желание обычно не осознается. Мы отдаем себе отчет в конкретных потребностях, которые и нужно удовлетворить, чтобы почувствовать себя лучше.
Конкретные потребности формируются, исходя из двух вещей – знаний, которыми мы обладаем, и условий, в которых находимся. На стыке этих областей и рождается оформленное желание, главная цель которого – сделать нашу жизнь лучше или не допустить ее ухудшения.
Есть ли мотивация у Обломова? Есть ли она у лентяя, который любит развалиться перед телевизором? Если оценивать в рамках нашего подхода – есть. Обломов активно противится тому, что может изменить его привычный образ жизни. Он привык к неподвижности, безопасности и комфорту и очень плохо реагирует, если что-то извне принуждает его к движению. Он приложит усилия и будет сопротивляться. У него появиться мотивация сохранить то, что он имеет.
У лентяя она тоже есть. Не зря он оформлял кредит, тщательно выбирал новый телевизор, потому что у того огромный экран, а значит, можно получить больше удовольствия. Мотивация улучшить свою жизнь хотя бы в плане просмотра телевизора налицо – она побуждает к тому, чтобы выйти из дома и совершить покупку.
Можно привести еще несколько примеров и взять для анализа истории тех людей, о которых мы привыкли говорить, что у них мотивации точно нет. В каждой истории будет что-то, что подойдет под наше определение. Каждый герой приложит усилия для того, чтобы улучшить свою жизнь хотя бы в каком-то одном направлении.
До определенного момента развитие человека сводится к тому, что каждый новый шаг он предпринимает, чтобы достичь большей безопасности, комфорта или просто удовольствия (либо всего вместе). Вспомните, когда вы покупали новую машину, дом, телефон или сумку, что вами двигало?
В новой машине лучше АБС (безопасность), тише работает двигатель (комфорт), ярче впечатления от вождения (удовольствие), интересней дизайн (удовольствие, эстетика). Новый дом просторнее (комфорт), он в безопасном районе, вокруг много зелени (удовольствие, эстетика) и т. д.
Давайте посмотрим, почему так происходит. Ведь это стремление имеет очень простое и ясное объяснение.

- 1. Для кого эта книга
- 2. От автора
- 3. Предисловие партнера издания
- 4. Часть 1. Почему мы столько работаем, но ничего не успеваем?
- 5. Глава 1. Что заставляет нас задерживаться на работе?
- 6. Как я учился плавать
- 7. Как мы получаем результат?
- 8. Что нам мешает?
- 9. Рабочая память
- 10. Идеальный день из жизни руководителя
- 11. Обычный день из жизни руководителя
- 12. Глава 2. Проблема зеленой зоны
- 13. Мотивация
- 14. Ресурсы
- 15. Стремление к выживанию
- 16. Режим энергосбережения
- 17. Немного о мозге
- 18. Энергоснабжение
- 19. Стабильность = безопасность
- 20. Два вида задач руководителя
- 21. Частности режима энергосбережения
- 22. Заложники
- 23. Эффект диеты
- 24. Глава 3. Память
- 25. О том, как память мешает расставлять приоритеты
- 26. О том, как ассоциации могут спутать карты и списки дел
- 27. Про переключения
- 28. Прайминг
- 29. Визуализируй это!
- 30. Плохая сторона эффекта предшествования
- 31. Нас не научили правильно использовать память
- 32. Как мы обращаемся с идеями
- 33. Тревога
- 34. Избегание
- 35. Секрет золотого миллиарда
- 36. Глава 4. Мотивация и творческое мышление
- 37. Подмена жизни индивидуума
- 38. Прорвало плотину
- 39. Прокрастинация
- 40. В заключение
- 41. Часть 2. Работать меньше, успевать больше
- 42. Глава 5. Создаем навык
- 43. Как работать с этой частью книги
- 44. Механизм обработки информации
- 45. Отзывы
- 46. Состав GTD Дэвида Аллена
- 47. Глава 6. «Входящие»/«Inbox»/Накопитель
- 48. Создаем Накопитель для бумаг
- 49. Создаем Накопитель для файлов
- 50. Создаем Накопитель для заметок
- 51. Создаем Накопитель для задач
- 52. Накопитель для идей
- 53. Отзывы
- 54. Глава 7. Алгоритм анализа
- 55. Введение в Алгоритм
- 56. Действия нет
- 57. Организуем архивы
- 58. Кто виноват и что делать?
- 59. Если действие есть
- 60. Отзывы
- 61. Проекты
- 62. Контексты
- 63. Приоритеты
- 64. Глава 8. Обзоры
- 65. Ежедневный обзор
- 66. Еженедельный обзор
- 67. Отзывы
- 68. Глава 9. Основы планирования
- 69. Еще раз о вреде жестких планов
- 70. Ежеквартальный и ежегодный обзоры
- 71. Как зависимость от планов идет нам на пользу
- 72. Глава 10. Цели
- 73. Приложение
- 74. Как правильно работать с почтой
- 75. Немного статистики
- 76. Простой способ общения
- 77. Простой способ создать иллюзию работы
- 78. Причины проблем
- 79. Правильно используем «Входящие»
- 80. Архивация
- 81. Организуем Архив
- 82. Правильный поиск
- 83. Первое правило работы с электронной почтой
- 84. Второе правило работы с электронной почтой
- 85. Третье правило работы с электронной почтой
- 86. Правило «Нет времени – не трогай»
- 87. Правило «Тронул – ходи»
- 88. Рекомендации по почтовым сервисам
- 89. Gmail
- 90. Яндекс.Почта
- 91. Mail.ru
- 92. Как работать с календарем
- 93. Золотой час
- 94. Регламенты
- 95. Каждый день
- 96. Каждую неделю
- 97. Правила хорошего тона в общении
- 98. Получайте обратную связь как можно быстрее
- 99. Светофор
- 100. Кому кота?
- 101. Вопрос по работе
- 102. Возможные причины сбоя элементарных действий
- 103. Пропущен первый шаг
- 104. Действие относится к личной сфере
- 105. Как с помощью элементарных действий решать творческие задачи
- 106. Как эффективно работать с таск-менеджером
- 107. Обзор таск-менеджеров (систем управления задачами)
- 108. Wunderlist
- 109. Doit.im
- 110. Omnifocus
- 111. Todoist
- 112. Pyrus
- 113. LeaderTask
- 114. MS Outlook
- 115. Резюме
Комментариев: 0