Назад: Техническое ограничение
Дальше: Физическое противоречие
Техническое противоречие
В основе любого технического ограничения «нужно, но невозможно» лежит техническое противоречие, которое формулируется как «если улучшить А, то ухудшится Б» и «Если улучшить Б, ухудшится А» (Г. С. Альт шуллер).
Например, «инструмент должен быть более прочным, но не может быть прочнее». Допустим, изобретен самый прочный и твердый материал, но с помощью чего мы будем из него изготавливать инструмент? Например, издавна обработка алмазов была очень трудным делом. Ведь он самый твёрдый, и из алмаза нельзя сделать инструмент литьём, он просто сгорит. То есть чем твёрже материал, тем сложнее делать инструмент для его обработки.
Или ещё… если увеличивать мощность двигателя, то увеличивается (ухудшается) расход топлива. Если уменьшать расход топлива, то ухудшится вырабатываемая мощность.
Техническое ограничение и техническое противоречие соотносятся между собой как явление и сущность. Но у всякой сущности, как известно, есть своя сущность. В нашем случае этой сущностью является физическое противоречие.
Допустим, вы повышаете мощность двигателя с целью увеличения скорости автомобиля, но расход топлива при этом растет нелинейно, так как при некоторой достаточно большой скорости лобовое сопротивление воздушного потока будет расти пропорционально квадрату скорости. Следовательно, причиной проблемы является физический закон. Какой бы мощный двигатель вы не брали, рано или поздно возникает предел скорости для этого двигателя. И тогда при одной и той же мощности скорость можно увеличить, лишь улучшая аэродинамику автомобиля. Возникает цепочка:
Предел скорости – недостаток мощности – лобовое сопротивление.
Эта цепочка ведёт от явления к сущности:
Явление – (сущность-(явление)) – сущность.
Уменьшим поперечное сечение автомобиля – скорость увеличится, но невозможно без конца уменьшать поперечное сечение, просто тогда будет недостаточно места для размещения двигателя. Гд е выход?
Пусть двигатель пропускает воздух через себя: двигатель есть – лобового сопротивления нет. Такой двигатель называется турбиной, или турбореактивным двигателем.

- 1. Мечтать – не вредно, а играть – полезно
- 2. Об IQ и развивающих играх
- 3. Шахматная традиция. Логика и азарт в настольной игре
- 4. Из практики ролевых и деловых игрищ
- 5. Языковые игры и творческое мышление
- 6. Сыграем в «Путаницу»!
- 7. Факты об артефактах
- 8. Кто рассказал, где брод, перешёл реку дважды
- 9. «Детские» вопросы
- 10. Парадоксы и противоречия. Активация аналитического мышления
- 11. Немного определений. Из истории открытия парадоксов
- 12. Двенадцать апорий Зенона
- 13. Неразрешимый спор. Парадокс «Еватл и Протагор»
- 14. Различие между парадоксом и противоречием
- 15. Какие бывают противоречия?
- 16. Истина где-то рядом, но копать надо глубже!
- 17. Поспорим? Решения парадокса «Еватл и Протагор»
- 18. Математические парадоксы
- 19. Парадокс вероятности (обсуждение на семинаре «Междисциплинарные исследования»)
- 20. Парадоксы теории множеств
- 21. Детский парадокс
- 22. Парадоксы триалектики
- 23. Парадокс причинности
- 24. Парадоксы цветового восприятия
- 25. Ограничение и противоречие
- 26. Техническое ограничение
- 27. Техническое противоречие
- 28. Физическое противоречие
- 29. Разрешение противоречий
- 30. Обратная задача
- 31. Система противоречий
- 32. О неточных понятиях и некорректных условиях задач
- 33. Мысленный эксперимент. Качественные инженерно-технические задачи и вопросы
- 34. Контрольные ответы и советы к задачам и вопросам
- 35. Ответы к некоторым задачам и вопросам раздела «Парадоксы и противоречия»
- 36. Ответы к задачам и вопросам раздела «Мысленный эксперимент»
- 37. Синестезия творческого мировосприятия
- 38. Нейробика – хорошо забытое старое, или повторение пройденного?
- 39. Меняем эрудицию на интуицию?
- 40. Эрудит-лото
- 41. Сборник изобретательских задач
- 42. Задачи для развития эмпатических способностей
- 43. Для «физиков»
- 44. Для «лириков»
- 45. Для эффективных управляющих
- 46. Ответы с комментариями
- 47. Ответы к некоторым вопросам раздела «Мечтать не вредно»
- 48. Ответы к некоторым вопросам раздела «Синестезия творческого мировосприятия»
- 49. Ответы к «Эрудит-лото» с комментариями Анатолия Вассермана
- 50. Ответы к изобретательским задачам из сборника
- 51. В качестве послесловия
Комментариев: 2