Назад: Епископ сновидений
Дальше: Сновидения в исламе
Испытания сновидцев в эпоху раннего христианства
Широко распространенное мнение гласит, что во времена творчества Синесия, примерно в конце IV века, победившая церковь пыталась изжить практику толкования сновидений. Люди, утверждающие, что имеют непосредственную связь с божественным началом, становятся проблемой для церковных властей. В эпоху раннего христианства лидеры еретических учений: монтанисты, гностики, донатисты – заявляли, что их избранность обусловлена снами и видениями. Проявления Святого Духа теперь были нежелательны, и, по мнению Э. Р. Доддса, «с точки зрения иерархии третье действующее лицо Троицы уже пережило свои первичные функции» [55].
Однако не только Синесий утверждал, что люди любого общественного положения и занятий могут видеть имеющие сверхъестественную природу сны, о которых должны услышать другие люди. Примерно в то же время, когда он работал над своим трактатом о сновидениях, другой, более ортодоксальный епископ Амвросий Миланский учил императора Феодосия, что «наш Господь предостерегает нас многими способами: с помощью небесных знамений, предсказаний пророков, и Он хочет, чтобы мы прислушивались даже к видениям грешников» [56].
В своем выдающемся исследовании сновидений и их значения для духовной власти во Франции периода раннего Средневековья Изабель Морейра доказывает, что сны и видения по-прежнему играли важнейшую роль в жизни христианских общин и внимательно выслушивались кардиналами (и другими священнослужителями). И, несмотря на предположение Питера Брауна о том, что прорицательство теперь стало прерогативой «святых людей» («единственных профессионалов в эпоху любителей») [57], существует множество свидетельств того, что у многих людей видения возникали очень часто и что к снам грешников прислушивались не менее внимательно, чем к снам святых. Григорий Турский отмечал, что в его местности «пьяницы» являются великолепными сновидцами и часто в своих видениях наблюдают величественные картины [58].
Церковь так и не смогла установить эффективный критерий для определения надежности сна или видения. Попытки заявить, что правдивость снов напрямую связана с добродетелями сновидца, не имели успеха – во-первых, потому что еретики могли оказаться весьма праведными людьми, а во-вторых, потому что «пьяницы» и «грешники» постоянно говорили о дарованных им очень важных сновидениях. Святой Мартин Турский думал, что вправе утверждать, будто демон изобразил Иисуса во сне, когда Христос показался в пурпурной мантии и диадеме. Мартин считал, что это не мог быть Иисус, потому что настоящий Иисус появился бы в «одежде и облике, свидетельствующих о страстях Господних», с ранами, полученными во время распятия [59]. Возможно, так думал Мартин, но другие благочестивые люди раннего Средневековья (например, Радегунда) видели Христа богато одетым и верили, что в их видениях им действительно являлся Христос-Царь.
Итак, отношения между представителями ранней христианской церкви и сновидцами были напряженными. Церковь не могла запретить непосредственный контакт с божественным началом, который во многом способствовал укреплению ее позиций. Поэтому практика сновидений была утверждена особым манускриптом и одобрена ведущими церковными лидерами – не только ее неортодоксальными представителями, подобными Тертуллиану и Синесию, но и фигурами такого масштаба, как папа Григорий Великий. Однако оставался риск, что сновидения духовного содержания могут привести к появлению новых ересей или подорвать авторитет светской или церковной власти.
Понемногу сновидения, одобренные церковью, сузились до культа святых людей. Считалось, что те, кто во сне общается со святыми, соприкасаются с источником удивительной силы, обладающим, кроме всего прочего, и даром исцеления.
Видения Ансельма представляют собой великолепный пример способности сновидца черпать силу из высших сфер для того, чтобы оказывать влияние на состояние земных дел. Второй нормандский король Англии Уильям II, также известный под именем Уильям Рыжий, был жадным, скандальным, толстопузым невеждой, имевшим множество врагов, среди которых был великий ученый Ансельм, архиепископ Кентерберийский. Он заставил Ансельма отправиться в ссылку.
В 1100 году Ансельму было видение, в котором он узрел «святых Англии», просящих Бога разобраться с нормандским головорезом, оказавшимся на троне. Бог подозвал к себе святого Албания, первого мученика Англии, и вручил ему пылающую стрелу. Святой Албаний взял стрелу, пообещав превратить ее в «оружие мстящего за грехи». В видении Ансельма святой выпустил стрелу, и она полетела вниз подобно огненной комете.
Примерно в это же время Уильяма Рыжего поразила стрела во время охоты в Нью-Форесте; смертельно раненный, он упал с коня и скончался той же ночью. Еще до того как эта новость дошла до Ансельма, архиепископ уже отслужил благодарственный молебен, упаковал вещи и отправился обратно в свой кафедральный собор. Он был полон уверенности в том, что горящая стрела из его видения уже настигла свою цель, вылетев из Эона (измерение между миром времени и миром вечности) во владения короля. Добравшись до Кентербери, Ансельм узнал, что король был убит стрелой. После этого по Европе распространилось известие о том, что церковник Ансельм обладает силой уничтожать королей с помощью своих молитв и видений – по всей видимости, это была превосходная характеристика для главы церкви в эпоху неустанной борьбы за власть между церковью и государством.
Этот рассказ о видении Ансельма дошел до нас благодаря летописцу Матфею Вестминстерскому. Современные ученые предполагают, что автор сильно приукрасил реальные факты. По-видимому, во время смерти короля Ансельм был во Франции и вернулся на свою кафедру только после пяти лет хитроумных переговоров с преемником Уильяма II Генри I.
В соответствии с другими летописями, Уильям Рыжий сам видел предостерегающие сны, в самом ужасном из которых наблюдал за тем, как кровь била струей из его тела, пока не залила все небо.
В утро своей смерти король получил предупреждение от другого сновидца и отнесся к этому очень серьезно. Роберт Фицхэммон сообщил Уильяму Рыжему о сновидении одного монаха, в котором король пытался откусить ноги распятого на кресте Христа. В этом сне монаха Христос ожил и отбросил короля на землю. Уильям II лежал у ног Христа, извергая изо рта дым и огонь до тех пор, пока воздух не стал темным.
Эти внушающие ужас картины поразили воображение короля. Возможно, каким-то чутьем король догадался о глубоком смысле послания, особенно той его части, где происходит его самосожжение у ног разгневанного Бога. Спонтанное самовозгорание достаточно часто встречается среди алкоголиков с тех пор, как люди научились делать спиртные напитки, а Уильям II был любителем выпить.
Реакция нормандского короля на сон монаха является примером того, насколько большое значение придавалось снам в то время. Уильям Рыжий приказал Фицхэммону дать монаху сто шиллингов и «попросить его увидеть во сне лучшую судьбу» для короля – в попытке повлиять на будущее, изменив содержание сновидений другого человека.
Возможно, он чувствовал, что эта просьба была высказана слишком поздно. Летописец Холиншед отмечает, что король не мог справиться с тягостным чувством, возникшим после рассказа об увиденном сне. Вместо того чтобы отправиться на охоту как обычно на рассвете, он задержался во дворце и выехал навстречу стреле святого Албания только после очень плотного обеда [60].
Французский специалист по истории средних веков Жан-Клод Шмитт отмечает, что в средние века сны были признаны «средством для непосредственного обращения с просьбой к сверхъестественному источнику правосудия» [61]. Поскольку сновидения имели важное политическое значение, существовало постоянное напряжение в связи с их различными толкованиями.
Немногие сновидцы могли бы похвастаться способностью обрушивать стрелы божественной ярости на голову неугодного правителя, однако средневековая культура наделяла некоторых из них правом критиковать монарха, рассказывая нелестное для него содержание снов. Так, монах Этти с острова Рейхенау сообщил всем о своем почти непристойном сновидении, в котором Карл Великий был подвергнут пыткам в области гениталий, намекая тем самым на его известные сексуальные похождения [62].

- 1. Роберт Мосс Тайная история сновидений. Значение снов в различных культурах и жизни известных личностей
- 2. Введение Области сновидений
- 3. I
- 4. II
- 5. III
- 6. Часть I Тайные двигатели истории
- 7. Глава 1 Глашатаи земли и путешественники между мирами
- 8. Путь во Время сновидений первобытных людей
- 9. Сновидения древних египтян
- 10. Сновидения о тайных желаниях души
- 11. Сновидцы в роли ловцов душ
- 12. Британская госпожа сновидений
- 13. Глава 2 Толкователи и провидцы
- 14. Правильные и неправильные способы для занятия сексом во сне со своей матерью
- 15. Толкователь сновидений Александра Великого
- 16. Прорицание с помощью оракула И-Цзин
- 17. Диагностика сновидений, о которой забыл доктор Фрейд
- 18. Глава 3 Божественная природа сновидений
- 19. Боги видят во сне людей, а люди – богов
- 20. Люди видят во сне богов
- 21. Полеты одинокого лебедя
- 22. Сладости для Тары
- 23. Сновидения до и после грехопадения
- 24. Сновидения с Гавриилом
- 25. Воображение и христианство
- 26. Сновидения, превратившие христианство в религию Запада
- 27. Епископ сновидений
- 28. Испытания сновидцев в эпоху раннего христианства
- 29. Сновидения в исламе
- 30. Мост воображения
- 31. Глава 4 Ангел, возмущающий воду
- 32. Диагносты сновидений
- 33. В храме исцеления сновидением
- 34. Приближение
- 35. Изменчивые ожидания
- 36. Ночь исцеления
- 37. Следующее утро
- 38. Возмущение вод
- 39. Глава 5 Из библиотеки сновидений
- 40. Сны в историях, истории в снах
- 41. Сновидение в Гринлэнде
- 42. В России происходят такие вещи, которые не случаются больше нигде на Земле
- 43. Низко висящий плод
- 44. Отказ от ограничений
- 45. Месть воображения
- 46. Кухня сновидений и магическая библиотека
- 47. Глава 6 Как сновидения помогают нам решать проблемы
- 48. Сновидения отцов-основателей
- 49. Сновидение о нефти
- 50. Сновидения о жене – и о рыбе
- 51. Сновидения музыкантов
- 52. Как сновидения спасли Джонни Кэша
- 53. Сновидение, которое могло спасти Lynyrd Skynyrd
- 54. Сон о «загадочной девушке»
- 55. Рахманинов дает урок игры на фортепиано
- 56. Если бы Джон Леннон мог что-то изменить благодаря своим снам о смерти
- 57. Спортсмены и внутреннее кино
- 58. Ученые в поиске решения задач
- 59. Часть II Мастера трех «всего лишь»
- 60. Глава 7 Жанна д’Арк и предсказатели по деревьям
- 61. Повелительница деревьев
- 62. Запах соленой сельди
- 63. Знак королей
- 64. Олень из Пате
- 65. Корона и смерть на костре
- 66. Прах к праху
- 67. Глава 8 Прекрасная мадридская шпионка-сновидица
- 68. Когда сны приобретают государственную важность
- 69. Окно Лукреции
- 70. Исчезновение леди
- 71. Глава 9 Подземная дорога сновидений
- 72. Сновидения в традиции предков
- 73. Способности и страдания
- 74. Проводник
- 75. Сновидение о войне и освобождении от рабства
- 76. Глава 10 Марк Твен и его рифмы жизни
- 77. Жизнь согласно случайному стечению обстоятельств
- 78. Передача мысли на расстоянии
- 79. Обман и реальность в сновидениях
- 80. Путешествия среди микроорганизмов
- 81. Глава 11 Человек, который взрывал предметы
- 82. Демоны Вены
- 83. Лисица и сад
- 84. Секретная лаборатория доктора Паули
- 85. Эффект Паули
- 86. Удар в сердце
- 87. Ты – моя тень
- 88. Акты творения во времени
- 89. Китаянка Паули
- 90. Константы и соответствия смерти
- 91. Глава 12 Машина времени Уинстона Черчилля
- 92. Поворотные точки судьбы
- 93. Воображение и история
- 94. Мечты о будущем
- 95. Черный пес Черчилля
- 96. Передача образов
- 97. Полнолуние Рудольфа Гесса
- 98. «Могут ли сны причинить вред?»
- 99. Живопись в ином мире
- 100. Эпилог Будущая история сновидений
- 101. Месть Монтесумы
- 102. Возвращение пророка: необходимое будущее
- 103. Будущее целительства на основе воображения
- 104. Будущее археологии сновидений
- 105. Хранитель жизни
- 106. Благодарности
- 107. Примечания
- 108. Библиография
- 109. Об авторе
Комментариев: 0