О главных христианских добродетелях и гордости

Значение милосердия

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут

Мф. 5, 7

Среди всех других добродетелей, добродетель милосердия занимает особое место, потому что Страшный Суд будет происходить по признакам проявления душою дел милосердия (Мф. 25, 31–46), и любви. Любовь подвигает душу на милосердие и только любовь придает истинную цену милосердию, как соль придает вкус пище.

Милосердие и любовь, можно сказать, неразделимы. Как милосердие без любви, так и любовь без милосердия малоценны в очах Божиих. То же самое надо сказать и о вере: как вера без дел мертва, так и одни добрые дела без веры не спасают душу.

Враг рода человеческого — диавол особенно ненавидит милосердие, потому что Господь любит добрых, отзывчивых людей и неизменно являет им милость Свою. Злой силе трудно побороть тех людей, которые с любовию творят много добрых дел ради Христа, ради своего спасения и ради спасения ближних.

Епископ Вениамин (Милов) пишет: «Бог хранит каждое благодеяние, как зеницу ока, любит человека за доброту более, нежели мать сына… долг угодников Божиих не пропускать случаев делать добро и совершать их неистощимо, с полной любовью».

Господь наш Иисус Христос говорит: Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше: ибо какою мерою мерите, такою же отмерится и вам (Лк. 6, 38). И апостол Павел тоже говорит: Кто сеет щедро, тот щедро и пожнет (2 Кор. 9, 6), а псалмопевец Давид ублажает милосердных, ибо к ним особо милосерд Господь. Он пишет: Блажен, кто помышляет о бедном и нищем. В день бедствия избавит нас Господь (Пс. 40, 2).

Надо глубоко верить, что слова Господни непременно исполняются на нас, как в свое время исполнились они на святых, которые поучают нас примерами своей жизни.

Вот, например, прп. Савва Освященный и прп. Сергий Радонежский в неурожайных год раздали голодным последние запасы монастырского продовольствия. Насельники обители возроптали на них за излишнее щедролюбие, но преподобные отцы Савва и Сергий утешали их, велели ожидать помощи свыше. И действительно, Господь не замедлил помочь им. Промыслом Божиим в монастыре оказалось продуктов больше, чем было раньше.

Старец Силуан пишет: «Когда у тебя отнимают имущество, то ты отдай, ибо любовь Божия не может отказать; а кто не познал любви, тот не может быть милостивым, потому что нет у него в душе радости Святого Духа… Меня этому еще родной отец научил: когда случилась в доме беда, он оставался спокоен.

Однажды мы шли мимо нашего поля, и я сказал ему:

— Смотри, у нас воруют снопы.

А он мне говорит:

— Э, сынок, Господь уродил хлеба, нам хватит, а кто ворует, стало быть, у него нужда есть».

Вот еще пример милосердия, достойный подражания. Одна престарелая получала очень малый паек хлеба на целые сутки и все же уделяла из него часть больным и голодным. За ее доброту Господь даровал ей здоровье, бодрость духа и радость духовную.

Значение милосердия очень понятно объяснил преподобный Серафим, Саровский чудотворец, одному из своих посетителей, который дал деньги ему, а потом помыслил: «Зачем преподобному отцу деньги?»

Преподобный Серафим так пояснил ему:

«Во время войны с галлами надлежало одному военачальнику лишиться правой руки, но эта рука дала когда-то пустыннику три монеты на святой храм, и молитвами святой Церкви Господь спас ее. Ты это пойми хорошенько и впредь не раскаивайся в добрых делах».

Делами милосердия можно достичь очень многого… Господь слышит молитвы милостивых и исполняет их благие прошения, а благодать, как нежная мать, хранит их на всех путях жизни от всякого зла.

Не забывай, друг мой, что к делам милосердия относится и благодушное перенесение всех скорбей и напастей от врагов, любовь к ним и молитва за них.

Не забывай, также, что если милосердие привлекает благодать Божию к проявляющим его, то жестокие и немилосердные поступки христианина отталкивают от него благодать.

Преподобный Исаак Сириянин пишет: «Будем непрестанно понуждать себя — во всякое время внутренне быть милосердным ко всякому разумному естеству. Ибо так внушает нам учение Господне. И надобно не только сохранять это внутреннее наше милосердие, но когда призывают обстоятельства дел и нужда, не вознерадеть и о том, чтобы доказать любовь свою к ближнему явно. Ибо мы знаем, что без любви к ближнему ум не может просвещаться Божественною беседою и любовью».

О. Иоанн С. советует: «Просто, без больших трудов приходят к тебе деньги, — просто, не думая много, раздавай их щедро… Если нищие преследуют тебя, это значит милость Божия непрестанно преследует тебя».

У истинно милостивых христиан милосердие изливается на всех окружающих, не отличая одного от другого. Только дела милосердия разнятся по своей значительности, но сердечная сострадательность у них ко всем одинакова.

Советую, Д., и тебе так поступать, особенно когда милость твоя проявляется к нищим. Не разбирай: кто достоин, кто недостоин твоего внимания — всем подавай, кто просит. Этим ты и себя духовно обогатишь, и ближнего от падения оградишь. Некоторые нищие озлобляются на тех, которые безучастно проходят мимо них. У них тогда рождается ненависть ко всем богатым, ко всем религиозным, сытым, нужды не знающим. Иногда эта ненависть доходит до того, что они начинают изрыгать хулу на самого Бога.

О. Александр Ельчанинов пишет: «Кто дает волю доброму движению своего сердца, тот обогащается прежде всего сам — в его душу входит светлая, целительная сила, радость, мир, врачующие все болезни и язвы нашей души. Жестокосердный, наоборот, сжимает свое сердце, он впускает в него холод, вражду, смерть.

Быть добрым — это не значит натаскать себя на добрые поступки, а накопить тепло благодати в своем сердце, и прежде всего — очищением и молитвой. Как не простудиться на морозе? — быть внутренно согретым. Как не охладеть в мире? — обложить сердце теплотой благодати Святого Духа. Наше немилосердие, неумолимость, безпощадность к людям есть непроходимая завеса между нами и Богом. Это, как если бы мы закрыли растение черным колпаком, а затем стали бы сетовать на то, что оно гибнет без солнечных лучей».

Нам жизнь дана, чтобы любить,

Любить без меры, без предела,

И всем страдальцам посвятить

Свой разум, кровь свою и тело.

Нам жизнь дана, чтоб утешать

Униженных и оскорбленных,

И согревать и насыщать

Нуждой и скорбью угнетенных.

Нам жизнь дана, чтоб до конца

Бороться со страстями, с ложью,

И насаждать в свои сердца

Одну святую правду Божью.

А правда в том, чтобы любить,

Любить без меры, без предела

И всем страдальцам посвятить

Свой разум, кровь свою и тело.

Показать оглавление

Комментариев: 0

Оставить комментарий