Очерк православного учения об ангелах

Духовно-образное служение Ангелов Богу

Ангелы всем безплотным, духовным образом своим совершают свое служение Богу, которое простирается на всех Ангелов, а иногда частно исправляется некоторыми из них. А поэтому духовно-образное служение Ангелов Богу должно разделить: на общее и частное, или особенное.

Общее духовное служение Ангелов Богу состоит в: 1) непрестанном предстоянии их у Бога, 2) близости их к Богу, 3) созерцании воплотившегося Сына Божия Иисуса Христа, 4) таинственном приобщении даров Св. Духа, 5) немолчном славословии Бога и 6) особенном торжестве их с душами святых.

1) Ангелы не восседают одесную Бога. Ап. Павел говорит: кому же от Ангел рече когда: седи одесную Мене (Евр. 1, 13; Пс. 109, 1), но они предстоят Ему; тайнозритель Иоанн Богослов говорит: вси Ангели стояху окрест престола (Апок. 7, 11). Пророк Даниил говорит: тысяща тысящ служаху Ему и тьмы тем предстояху Ему (Дан. 7, 10). А в книге Иова сказано: се, преидоша Ангели Божии предстати пред Господем (Иов. 1, 6; 2, 1). Все эти места Св. Писания выражают предстояние Ангелов у Бога не нравственно только, но и духовным существом их. Св. Григорий Богослов говорит: «Таков (т. е. выше страстей), во-первых, великий Бог, а по Нем таковы же и Божии служители, которые стоят близ высокого престола, приемлют на себя первый луч чистого Бога», и проч.

Истина предстояния Ангелов у Бога несколько подтверждается в душах святых стремлением их к Богу; казалось бы, довольно для души нашей возноситься к Богу мыслями и желаниями, но души святых стремятся соединиться с Богом всем существом своим и всецело возлететь к Нему. Святые весьма пламенно желают соединиться с Богом и сколько возможно лицезреть Его. Св. ап. Павел восклицает: Кто мя избавит от тела смерти сея? Желание имый разрешитися и со Христом быти (Рим. 7, 24; Флп. 1, 23; 2 Кор. 5, 8). Св. Игнатий Богоносец в послании к римлянам пишет: «Живый пишу вам, горя желанием смерти. Моя любовь распялась и нет во мне огня, любящего вещество, но вода, живая и говорящая мне, глаголет мне изнутри: “Иди к Отцу!”».

Св. Василий Великий говорит: «Подлинно неизглаголанны и неисследимы блистания красоты Божией, они не могут быть изречены словом и вместимы слухом. Сия красота (Божия) не подлежит зрению плотских очей, а постигается только душой и умом. Если она осиявала кого-либо из святых, то производила в них пламенную, неудержимую любовь, так что они, скучая настоящей жизнью, говорили: увы мне, яко пришелствие мое продолжися (Пс. 119, 5). Когда прииду и явлюся лицу Божию».

Св. Григорий Богослов говорит: «Желать разрешиться от нее (здешней жизни), по моему мнению, есть первое и вернейшее благо и свойственно человеку подлинно здравомыслящему и умному».

И еще: «Из многих и великих даров, которые мы получили и получим еще от Бога и которых числа и великости никто изречь не может, дар наибольший и наипаче свидетельствующий о Божием к нам человеколюбии, есть наше к Нему стремление и сродство с Ним. Что солнце для существ чувственных, то Бог для разумных. Далее же ничего высшего и даже вовсе ничего не находит ум самый любомудрый, превыспренний и любоиспытательный. Бог есть последнее из желаемых успокоение всех бывших умозрений. Охотно, как можно скорее, сложил бы я этот тяжелый хитон, чтобы получить более легкий (1 Кор. 15, 44)».

2) Созерцать самое существо Божие не могут ни люди, ни Ангелы. Блж. Феодорит Кирский свидетельствует: «Невозможно людям (1 Тим. 6, 16), а я прибавлю, и Ангелам, созерцать Божие естество».

Но несомненно, что Бог неизъяснимым, таинственным образом соединяется с Ангелами: Бог, исполняющий всяческая во всех (Еф. 1, 23), сидит на Херувимах (Пс. 98, 1; 17, 11; 79, 2; Дан. 3, 54). Колесница Божия тмами тем, тысяща гобзующих: Господь в них в Синаи во Святем (Пс. 67, 18). Объясняют эти слова пророка Давида таким образом: «Я вижу, — говорит Пророк, — на горе Божией две, или паче многия тьмы воинствующих колесниц Божиих, Ангелов служащих Ему (Дан. 7, 10), посылаемых за хотящих наследовати спасение, готовых поборствовать воинствующей на земле Церкви противу духов злобы поднебесных. За ними следуют тысячи усугубляющих, или составляющих второе воинство, собственное воинство Церкви земное и небесное (Апок. 19, 14). Господь в них: Он Сам является предводительствующим сими воинствами».

Прп. Максим Исповедник говорит: «Человек должен умом соревновать безтелесным и мысленным силам, в коих, по мирному их состоянию, почивает Бог».

Св. Иоанн Златоуст говорит: «Говорится, что Бог находится на небе. Почему? Не потому, чтобы Он заключен был в известном месте, не потому, что Он не присутствует на земле, — совсем нет! — а говорится так по причине особенной Его близости и благоволению к Ангелам».

Один из наших архипастырей говорит: «Сила Божества безконечно велика… Она исходит в мир невидимый и действует, как первоначальный свет, просвещающий вторые светы, чистые умы, как источная жизнь, оживляющая и облаженствующая безсмертное бытие духов».

Это жизнетворное исхождение Божества в мир Ангельский не открывает Ангелам самого естества Божия. «Трисиятельное естество Божие заключено в свете неприступном: сами Херувимы и Серафимы закрывают пред Ним лица свои, не могуще сносить Его силы и яркости. Между тем полные любовью, они более, чем другие твари, чают к своему Творцу и Богу: все их стремления клонятся к тому, чтобы теснее соединиться с неиссякаемым Источником живота и блаженства своим существом, познанием и деятельностью».

Но и с душой человеческой, истинно преданной Богу, Он соединяется непостижимым духовным образом. Св. апостол Павел говорит верующим: Вы есте церкви Бога жива, якоже рече Бог: яко вселюся в них и похожду (2 Кор. 6, 16). Блж. Августин говорит: «Как воздух от присутствия в нем света не делается самосветлым и перестает светить, когда оставляет его свет, так человек освещается Богом, а без Него помрачается, т. е. когда удаляется от Него не расстоянием места, а уклонением воли».

3) Созерцать воплотившегося Сына Божия Иисуса Христа и благоговейно поклоняться Ему есть непременная обязанность свв. Ангелов, которую они свято исполняют. До воплощения Иисуса Христа Божественное существо Его невидимо было ни Ангелам, ни человекам; а когда вводит Бог Первороднаго во вселенную, глаголет: и да поклонятся Ему вси ангели Божии (Евр. 1, 6). Св. Иоанн Златоуст говорит: «Что Он (И. Хр.) не видим не только для человеков, но и для высших сил, — это показывает ап. Павел, ибо, сказав: явися во плоти, присовокупляет: показася ангелом (1 Тим. 3, 16). Следовательно, и Ангелам показал Себя уже тогда, когда облекся плотию; но прежде сего и они также не видели Его, поелику существо Его и для них было невидимо».

Блж. Феодорит Кирский говорит: «Они (Ангелы) видят не существо Божие, неописанное, непостижимое, невместимое уму и вмещающее все, но некоторый отблеск (славу) оного, соразмерно естеству их. По воплощении же показался и Ангелам, как говорит Апостол, не в подобии славы, но употребил истинный и живой покров плоти, как бы некоторую завесу: Бог явися во плоти, оправдася в Дусе, показася Ангелом (1 Тим. 3, 16)… Владычне тело, хотя восстало нетленным, безстрастным, безсмертным, блистающим Божественной славой, и хотя чествуется поклонением от сил небесных, однако же все оно — тело и имеет прежнюю ограниченность… Возсесть на престоле славы и поставить овцы одесную Себе, а козлища ошуюю (Мф. 25, 31–33), показывает ограниченность».

Св. Ириней говорит: «Воссоединяя с Собой человека, соделался Господь наш невидимый — видимым, необъемлемый — объемлемым, безстрастный — подлежащим страданию, чтобы как в пренебесном, духовном и невидимом начальствует Слово Божие, так и в видимом и телесном Оно начальствовало, принимая на Себя первенство, и, соделавшись главой Церкви, все привлекло к Себе в удобное время». Поистине, Иисус Христос, вознесшедый превыше всех небес, дабы возглавити всяческая, яже на небесех и яже на земли (Еф. 4, 10; 1, 10), сидит одесную Бога Отца на небесных, превыше всякого началств и власти и силы и господства, и все покорено под нозе Его (Еф. 1, 20–22). Св. Кирилл Иерусалимский говорит: «Ничего неизъемли из-под Его (Иис. Хр.) господства. И Ангелы, и Архангелы, и Начала, и Власти, и что-либо сотворенным именуемое у апостолов, — все состоит под господством Сына. Он — Господь Ангелов, как сказано в Евангелии: тогда остави Его диавол, и се, Ангели приступиша и служаху Ему (Мф. 4, 11)».

4) Существо Ангелов получает животворную силу и крепость от Святого Духа, а посему Ангелы стремятся к возможно большему приятию даров Св. Духа. «Видишь ли силу Духа в целом мире, — говорит св. Кирилл Иерусалимский, — не оставайся уже на земле, но взойди в горнее. Взойди на первое небо и рассмотри там столь неисчислимые мириады Ангелов. А если возможно, взойди помыслами и выше. Посмотри на Архангелов, посмотри на духов, посмотри на Силы, посмотри на Начала, посмотри на Власти, посмотри на Престолы, посмотри на Господства. Начало — вождь, им данный от Бога Учитель и Святитель всех их — Утешитель. Между человеками, и Илия, и Елисей, и Исаия в Нем имеют нужду. Между Ангелами, и Михаил, и Гавриил в Нем имеют нужду. Ничто сотворенное не равночестно с Ним. Все роды Ангелов, все их воинства, в совокупности взятые, не идут и в сравнение со Святым Духом. Всеблагая сила Утешителя затмевает собою все сие. Ангелы посылаются на служение, а Дух испытует глубины Божии, как говорит апостол: Дух бо вся испытует, и глубины Божия. Кто бо весть от человек, яже в человеце, точию дух человека, живущий в нем, такожде и Божия никтоже весть, точию Дух Божий (1 Кор. 2, 10–11)».

Св. Афанасий Александрийский говорит: «Ангелы и иные твари бывают причастниками самого Духа. Он не в числе причащающихся, но Его все причащаются».

Блж. Феодорит говорит: «Дух Святый управляет всем — и не только Ангелами и Архангелами, и другими небесными чинами, но и теми из людей, кои чтут благочестие».

Прп. Макарий Египетский говорит: «Святые на одном небе Божества и на одной невидимой земле, но различно растут. Равно и в сыне Адамовом много есть различных мыслей, но Дух, сходя в сердце, делает одну мысль и одно сердце. Ибо и высшие и низшие одним управляются Духом».

Утешительно припомнить и привести здесь слова блж. Иеронима о благодатных действиях Св. Духа в Церкви христианской и в душах верующих. «Дух Святый, — говорит он, — поддерживает постоянно в недрах ее (Церкви) непрерывный ряд пророков и учителей, вдохновляет проповедников истины, творит множество врачеваний и чудес, изливает мудрость в советы сердечные. Он-то способствует нам в немощех наших, ходатайствует о нас непрестанно, по словам апостола Павла, воздыхании неизглаголанными (Рим. 8, 26), нисходит с небес для обитания в нас, освящает сердце своим присутствием, дарует и самым телам нашим надежду воскресения и безсмертия, приучая их, так сказать, приобщаться Его небесной силе и через то становиться участниками Его вечности. Это Он — Святой и Преблагий Дух обуздывает в нас ненасытные страсти, усмиряет худые пожелания, научает нас трезвости, побеждает корыстолюбие, посрамляет еретические мудрования, изводит на свет истину и, как верный страж, бдит и отражает всякое искушение еретиков против чистоты Евангельской. Никто из христиан, водимых сим Духом Божиим, никтоже речет анафема Иисуса (1 Кор. 12, 3), никто не отречется от Бога, создателя всяческих, и от Христа, Сына Божия».

5) Ангелы непрестанно славословят Бога. Об этом и Св. Писание и свв. отцы Церкви весьма утвердительно свидетельствуют. Сам Бог говорил Иову: егда сотворены быша звезды, восхвалиша Мя гласом велиим вси ангели Мои (Иов. 38, 7). Пророк Исаия слышал, что Серафимы взываху друг ко другу, глаголюще: свят, свят, свят, Господь Саваоф, исполнь вся земля славы Его (Ис. 6, 3). Пастыри Вифлеемские удостоились слышать у многочисленного небесного воинства песнь: слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение (Лк. 2, 14). Тайнозритель Иоанн Богослов учит об Ангелах: покоя не имут день и нощь, глаголюще: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, иже бе и Сый и грядый (Апок. 4, 8). Пророк Давид поет: благословите Господа, вси ангели Его (Пс. 102, 20), хвалите Его вси ангели Его (Пс. 148, 2). А пророк Даниил взывает: благословите, Ангели Господни, Господа, пойте и превозносите Его во веки (Дан. 3, 58). При славословии Ангелы еще поклоняются Богу. Св. пророк Давид взывает к ним: поклонитеся Ему, вси ангели Его (Пс. 96, 7). Эти слова приводил св. апостол Павел в Послании к Евреям, говоря об Иисусе Христе: егда паки вводит Первороднаго во вселенную, глаголет: и да поклонятся Ему вси ангели Божии (Евр. 1, 6). В книге Неемии говорится: Ты еси Сам Господь един… и вои небеснии поклоняются Тебе (9, 6). А св. Иоанн Богослов свидетельствует: вси ангели стояху окрест престола… и падоша на лицы пред престолом и поклонишася Богу (Апок. 7, 11). А свв. отцы говорят:

Василий Великий: «Занятие Ангелов — славословить Бога. Для всего небесного воинства одно дело — воссылать славу Создателю».

Григорий Богослов: «Они (Ангелы) песнословят Божие величие, созерцают вечную славу, и притом вечно».

Иоанн Златоуст: «Что же они (Ангелы) делают? Славят, поклоняются, непрестанно с великим трепетом возглашают победные и таинственные песнопения. А Серафимы взывают: свят, свят, свят и закрывают очи, будучи не в состоянии выносить и снисхождение Божие».

Св. Афанасий Александрийский: «Что ближе к Богу Херувимов и Серафимов? Но и они не только не смеют взирать или предстоять в прямом положении, но даже не с обнаженными, но как бы с прикровенными лицами произносят славословие, немолчными устами в трисвятой песни прославляя не иное что, а только Божие неизреченное естество… Досточтимыя сии животныя существа троекратным возношением славословия, взывая: свят, свят, свят, — показывают три совершенные ипостаси, а единым произношением слова Господь выражают единую сущность».

И еще он же: «Хотя и превосходят других славою, но все они (Ангелы) — твари и не приемлют поклонения, но сами поклоняются Владыке».

Св. Ефрем Сирин: «Тьмы тем и тысячи тысяч Ангелов, Архангелов славят Его (Создателя) со страхом и поклоняются Ему с трепетом».

Блж. Феодорит Кирский: «Служение Ангелов состоит в пении хвалебных песней. Ибо о Серафимах блаженный Исаия говорит, что они взывают друг к другу и говорят: свят, свят, свят, Господь Бог Саваоф: исполнь небо и земля славы Его (6, 3). О Херувимах же сказал божественный Иезекииль, что он слышал их глаголющих: благословенна слава Господня от места Его (3, 12)».

Как объяснить возможность пения и поклонения Ангелов, духов безплотных? Нельзя представлять пение и поклонение Ангелов подобными нашему телесному пению и поклонению, но для души нашей возможно духовно песнословить; св. апостол Павел говорит: паче исполняйтеся Духом, глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви (Ефес. 5, 18–19). И тот же св. апостол свидетельствует, что у Ангелов есть свой язык (1 Кор. 13, 1), отличный от человеческого, и что он, слыша Ангельские неизреченные слова, не может пересказать их языком человеческим (2 Кор. 12, 4). Св. Григорий Богослов говорит об Ангелах, что они «молча Бога восхваляют».

Что нужно разуметь под троекратным Ангельским славословием свят..? В нем выражается неизреченное и непостижимое превосходство существа Божия перед всеми тварями и троичность Божества. Св. Иоанн Златоуст говорит: «Слово святый не о всех, к кому прилагается, выражает одну и ту же мысль. Называется святым и Бог, но не так, как мы. Смотри, что говорит пророк, услышав глас, исходящий от Серафимов: о, окаянный аз, яко человек сый и нечисты устне имый, по среде людей, нечистые устне имущих, аз живу (Ис. 6, 5), — а пророк был свят и чист. Но если судить о святости нашей по образцу горней, то мы оказываемся нечистыми. Святы и Ангелы и Архангелы, святы также Серафимы и Херувимы, но есть опять разность в святости между нами и высшими силами».

Православная Церковь издревле употребляет при богослужениях славословие Ангельское, с глубоким нравственно-назидательным смыслом. С какой мыслью Православная Церковь употребляет Ангельское славословие: свят, свят, свят, и проч..? «Для того, — говорит св. Кирилл Иерусалимский, — повторяем сие, Серафимами преданное нам богословие, чтобы в сем песнопении иметь нам общение с премирными воинствами».

Прп. Максим Исповедник говорит: «Непрестанным священным славословием святых Ангелов “свят, свят, свят” означается вообще то, что в будущем веке небесные и земные силы будут жить вместе одинаковой жизнью и будут согласно славословить Бога, потому что тело человеческое сделается безсмертным через воскресение, не будет уже отягощать душу тлением и само не будет отягощено им, но, соделавшись нетленным, получит силу и способность к приятию пришествия Божия. В частности, по отношению к верующим, (означается им) благочестивое соревнование Ангелам в вере; по отношению к (людям) деятельным — равноангельская светлость жизни, сколько она доступна для человека, и ревностное прославление Бога; а по отношению к посвятившим себя ведению — равноангельские познания о Божестве, сколько они доступны для людей, хвалебные песни и вечное стремление (к Богу)».

Что значит поемая Православной Церковью песнь: един свят, един Господь, и проч..? Св. Кирилл Иерусалимский говорит: «Потом говорите вы (за литургией): един свят, един Господь, Иисус Христос. Ибо, действительно, Он един свят, свят по естеству, а мы, хотя и святы, но не по естеству, а по причастию, подвигам и молитве».

Прп. Максим Исповедник говорит: «Когда весь народ при конце священнодействия исповедует: един свят, един Господь, и проч., то сим знаменует, что приобщившиеся таинственно и разумно божественных таин, в нетленном веке неизреченным и непостижимым образом соединятся с Божеством, и созерцая свет неизреченной и невидимой славы, и сами удостоятся наравне с высшими силами блаженной непорочности».

Что значит поемая Церковью Трисвятая песнь: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас? Песнь эта, по свидетельству Никифора Каллиста, ниспослана с неба, а император Феодосий распространил употребление ее при богослужениях. Значение ее св. Софроний Иерусалимский выражает сими словами: «Поется трисвятая песнь, возвещая божественную ипостась Сына, равно как и Самого Отца и Животворящего Духа. Различая свойства лиц (Пресвятой Троицы), относят слова: Святый Боже — к Отцу, Святый Крепкий — к свойству ипостаси Сына и Слова, а Святый Безсмертный — обращают к ипостаси единосущного и животворящего Духа. Впрочем, все это приличествует и каждой ипостаси в отдельности, ибо каждая из них есть и святая, и крепкая, и безсмертная, потому что у всех трех одно естество и существо и у всех общее имя — Божество… А с другой стороны, чем отличается от воспеваемого нами Трисвятого изглаголанная Исаией Серафимская песнь, совокупляющая три раза свят при одном имени Господа?»

Что значит поемая Церковью Ангельская песнь: аллилуия (Апок. 19, 1–6)? Св. Афанасий Александрийский говорит: «Аллилуия — значит хвала Невидимому. Говорят, что сим словом восхваляют Бога Ангелы, как Херувимы словами: свят, свят, свят. И это передали святые отцы, сами слышавшие Ангельское пение, как Исаия слышал Серафимское».

Св. Герман Константинопольский говорит: «На еврейском языке ал — значит идет, является, ил — Бог, а уйя — хвалите и песнословьте живого Бога. Иначе: ал — Отец, ил — Сын, уйя — Дух Святый. Аллилуйя — Бог крепкий, державный, хвала Богу, хвалите сущего Бога. Аллилуия — хвала сущему Богу. Иначе: аллилуйя означает хвалу Божию тройственную по трем ипостасям Божества — Отца, Сына и Святого Духа… Этим словом воспевают Бога Ангелы, как словом святый — Херувимы».

Все деннонощное богослужение Православной Церкви установлено свв. отцами, как свидетельствует св. Амвросий Медиоланский, «по подражанию Иерусалиму Небесному, где воинства Ангелов неумолчно хвалят Господа». И главнейшие песни церковные, которых почитается четыре, заимствованы от Ангелов. «Четыре песни главнейшие имеются ныне в Церкви, — говорит Новая Скрижаль Православной Церкви, — и все оные употребляются в безкровном и страшном священнодействии (литургии). Песнь, то есть, Ангельская (Слава в вышних Богу, и проч.), Трисвятая (Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный и проч.), Херувимская (аллилуия — при пениях: иже херувимы, вечери Твоея тайныя, и да молчит всякая плоть…) и победная (свят, свят, свят, Господь Саваоф, и проч.)».

Пение церковное на двух сторонах попеременно получило свое начало от видения Ангелов, поющих таким образом. Историк церковный Сократ говорит, что антифонное пение в первый раз учреждено было св. Игнатием Богоносцем в Антиохийской церкви.

6) Блаженное торжество свв. Ангелов с душами святых, отшедших на небо, можно полагать, главным образом, в совокупном их славословии Бога и поклонении Ему. Ангелы и души святых на небесах единодушно едиными усты славят Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа (Рим. 15, 6). Тайнозритель Иоанн Богослов говорит: видех, и слышах глас ангелов многих окрест престола и животных и старец, и бе число их тысяща тысящами, глаголюще гласом великим: достоин есть Агнец заколенный прияти силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение… И вси ангелы стояху окрест престола и старец и четырех животных; и падоша на лицы пред престолом и поклонишася Богу, глаголюще: аминь: благословение и слава, и премудрость и хвала, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков. Аминь (Апок. 5, 11–12; 7, 11–12; ср. 4, 10; 7, 9; 14, 3). Если, по словам Иисуса Христа, радость бывает пред ангелы Божиими о едином грешнице кающемся (Лк. 15, 10), остающемся здесь на земле, то можно судить, какой степени достигает эта радость Ангелов, когда души благочестивых подвижников присоединяются к сонму Ангельскому, торжеству и церкви первородных на небесех написанных (Евр. 12, 23). Что отшедшие из сей жизни праведники находятся в общении с Ангелами, об этом свв. отцы рассуждают весьма утешительно для всякого христианского сердца. «Что блаженнее того, — вопрошает св. Киприан Карфагенский, — как, покинув мир, достигнуть неба; как, оставив людей, стать между Ангелов?» «Если бы отшедшим от сей жизни, — говорит св. Григорий Нисский, — можно было выразить свое соболезнование перед злостраждущими, они горько сожалели бы о бедной жизни оставшихся на земле, что они не созерцают премирной и невещественной Красоты, Престолов, Начальств, Властей, Господств, Ангельских воинств, горнего града и пренебесного торжества тех, коих имена написаны на небесах, не созерцают той неизреченной Красоты, Которой созерцание обещано чистым сердцем».

А св. Димитрий Ростовский говорит: «Господь вознесся от нас на небо, да уготовает каждому из нас место на небеси: людям, Бога любящим, — место между Серафимами; богомудрым — между Херувимами; богоносным — между богоносными Престолами; добрым господам — между Господствиями; добрым и мужественным воинам, подвизающимся за веру и отечество, — между Силами; разным властям — между Властями; всяким начальникам, управляющим начальство свое по Бозе, — между Началами, — тем, кои утешают другов своих, сущих в бедах и напастях, милуют нищих и помогают им, — тем место с Архангелами; ангельски на земли во плоти живущим, тем — место с Ангелами».

Ангелы, по свидетельству ап. Павла, суть служебные дуси, в служение посылаеми (Евр. 1, 14), посему и само наименование их показывает их служебную обязанность — быть вестниками Божьими (ангел, по переводу с греческого языка, значит — вестник, посланник). «Ангелы, — скажем словами блж. Феодорита Кирского, — не только воспевают хвалебные песни, но и служат Богу в делах Его Божеского промышления».

«Они сильны и готовы к исполнению воли Божией, — учит св. Иоанн Дамаскин, — и по быстроте естества тотчас являются повсюду, куда ни повелит Божественное мановение».

Поелику же, как говорит св. Василий Великий, «всякое сотворенное естество, и видимое и умопредставляемое, для поддержания своего имеет нужду в Божием попечении», то ясно, что служение Ангелов Богу в промышлении Его о тварях состоит в служении их: нравственно разумным и безсмертным существам, неразумным и смертным существам и всему миру вещественному.

Показать оглавление

Комментариев: 0

Оставить комментарий