Назад: Священное Писание
Дальше: Свидетельства свв. отцов и учителей Церкви
Учение Православной Церкви
Православная Церковь, водимая духом материнской любви к истинным чадам своим, многоразлично поучает их спасительной истине бытия Ангелов; все древние Символы веры, равно как и ныне содержимый Православной Церковью, называют Бога Творцом видимых и невидимых тварей.
Кроме того, Церковь призывает Ангелов как ближайших слуг Божиих и хранителей наших и, «как они являлись некоторым патриархам и пророкам», изображает на иконах, иногда под различными символами, знаменующими их свойства и действия. На каждой седмице первый день после дня воскресного (понедельник) посвящен Церковью особенному призыванию Ангелов. Есть еще нарочитые в году празднества, когда она восхваляет всех святых Ангелов (ноября в 8 день) и, в частности, Архангелов — Михаила (сентября в 6 день) и Гавриила (марта в 26 день и июля в 13 день). В молитвах вечерних, утренних и во время Божественной литургии Церковь ежедневно заповедует христианам просить ходатайства и заступления у Ангелов. «Однако ж, выразимся словами блж. Феодорита Кирского, мы не называем их (Ангелов) богами, не воздаем им божеской чести и не разделяем между ними в равной мере почтения, подобающего единому Богу».
Изображение же Ангелов на иконах не есть изобретение ума человеческого и не принадлежит только новозаветной Церкви. Сам Бог повелел Моисею при сооружении Скинии свидения устроить из злата двух Херувимов и поставить их над Кивотом Завета; из среды сих Херувимов, осеняющих очистилище (Евр. 9, 5), Бог открывал людям Свою волю (Исх. 25, 18–22).
Слово «херувим», по изъяснению некоторых евреев, значит как «отрок», отчего, вероятно, и произошло обыкновение изображать Херувимов в образе отроков и младенцев.
В Церкви христианской многознаменательные изображения Ангелов на иконах следующие: 1. Три Ангела, явившиеся Аврааму у дуба Мамврийского, представляют тайну Св. Троицы; 2. Архангел Михаил, попирающий ногами свергнутого с неба сатану; 3. Собор Архангела Михаила и прочих безплотных Сил; 4. Архангел Гавриил, благовествующий Пресвятой Деве Марии и 5. Архангел Гавриил, явившийся Захарии у алтаря кадильного. Все эти изображения Ангелов, равно как и те, когда Ангелы изображаются на исторических иконах, чествуются прежде в честь и славу Господа, а потом — в прославление Ангелов. Св. Мефодий Патарский говорит: «Иконы Ангелов Его (Бога), Начал и Властей, устрояемые из золота, мы делаем в честь и славу Его». Сколько светлых, утешительных мыслей и чувствований рождается в душе при благоговейном воззрении на эти изображения ангелов, это христианину можно только чувствовать, а не передавать словами, потому что слова наши безсильны для выражения благодатных чувствований души.

- 1. Предисловие
- 2. I. Истина бытия Ангелов
- 3. Священное Писание
- 4. Учение Православной Церкви
- 5. Свидетельства свв. отцов и учителей Церкви
- 6. Мнения язычников
- 7. Здравое умствование
- 8. II. Сотворение Ангелов
- 9. Кто сотворил Ангелов
- 10. Когда сотворены Ангелы
- 11. Каким образом сотворены Ангелы
- 12. В какой многочисленности сотворены Ангелы
- 13. С какой мощной силой Бог сотворил Ангелов
- 14. В каком совершенстве сотворены Богом Ангелы
- 15. С какой целью сотворены Ангелы
- 16. III. Существо, или природа, Ангелов
- 17. Духовно-безплотный образ Ангелов
- 18. Одаренность Ангелов умом, волей и могуществом
- 19. Ум Ангелов
- 20. Воля Ангелов
- 21. Могущество Ангелов
- 22. IV. Местопребывание Ангелов
- 23. V. Служение Ангелов
- 24. Служение Ангелов Богу
- 25. Чисто-нравственное служение Ангелов Богу
- 26. Духовно-образное служение Ангелов Богу
- 27. Служение Ангелов нравственно разумным и безсмертным существам
- 28. Служение Ангелов чинам своим
- 29. Служение Ангелов роду человеческому
- 30. Служение Ангелов неразумным и смертным существам и всему миру вещественному
- 31. VI. Блаженная вечность Ангелов
- 32. Заключение
Комментариев: 0