Назад: Упражнение «Вечерний обзор»
Дальше: Упражнение «Круг субличностей»
Упражнение «Фиксирование мыслей»
Найдите удобное, спокойное место, где вам никто не сможет помешать. Приготовьте бумагу и карандаш. Сядьте, выпрямите спину, закройте глаза. Сосредоточьтесь на дыхании. Сначала сделайте вдох животом, дайте воздуху заполнить грудную клетку, а затем пространство над ключицами. После этого начните медленно выдыхать воздух, произнося при этом мягкий звук «с-с-с» для того, чтобы определить, когда весь воздух выйдет.
Теперь легко и свободно сделайте новый вдох. Следите за ритмом дыхания… воздух входит… выходит, что сопровождается мягким звуком «с-с-с». Обратите внимание на мысль, которая пришла вам в голову. Назовите ее как-нибудь, откройте глаза и запишите как можно короче. Затем прогоните ее, закройте глаза и снова сосредоточьтесь на дыхании, пока не всплывет следующая мысль или образ. Запишите их. Не останавливайтесь ни на одной мысли. В этом упражнении вы лишь прощупываете почву, а не создаете полноценные идеи. Выполняйте упражнение в течение тридцати минут.
Теперь взгляните на записи и проанализируйте их. Какой процент занимают сенсорные ощущения (луч света из окна, телефонный звонок, запах еды, шум поливальной машины); какой – телесные ощущения (легкость дыхания, чувство холода в ногах); какой – собственно мысли. Попытайтесь проанализировать эти случайно всплывшие в сознании мысли.
Обратите внимание, сколько среди них планирующих, т. е. мыслей о будущем, о том, что вы хотите или что вам надо сделать.
Сколько мыслей, тревожащих вас?
Есть ли мысли-фантазии о несуществующих, но желательных ситуациях, отношениях, событиях?
Есть ли сравнения, вызывающие зависть или обиду?
И наконец, самое важное: не было ли таких мыслей, которые одерживали верх над вами, т. е. мешали выполнять инструкцию, требовали остановки и длительных размышлений? Именно эти мысли имеют над нами власть.
Время, которое вы проводите в размышлениях, можно использовать конструктивно и деструктивно. Но прежде всего необходимо научиться полностью осознавать, о чем же именно вы размышляете.
Было бы замечательно, если бы мы могли полностью осознавать свои мысли. Для этого можно использовать такой прием: представьте часть себя в качестве постороннего наблюдателя, стоящего за плечом и время от времени спрашивающего: «Эй, о чем ты сейчас думаешь?» Например, когда вы слышите бой часов, вы можете спросить себя: «Что я думаю, чувствую, делаю в данный момент?», «Чего я хочу в данный момент?»
Также можно использовать телефонные звонки. Услышав очередной звонок, спросите себя, что вы чувствуете в связи с тем, что он прервал ваши занятия. Каковы ваши предположения относительно того, кто звонит? Если вы не признаетесь себе, что ждали звонка Сергея, то не будете готовы к тому легкому враждебному чувству, которое невольно испытаете, услышав голос Андрея вместо Сергея.
Если же вы сосредоточитесь на своих мыслях и чувствах до телефонного разговора, то сможете лучше понять, чего вы в действительности хотите, и ваше взаимодействие будет успешнее.
Мы способны полностью осознавать происходящее каждую секунду. Это можно проиллюстрировать с помощью такого простого занятия, как мытье посуды.
Если мы моем посуду и думаем только о чашке чая, которая нас ждет, то, воспринимая наше занятие как неприятную обязанность, спешим поскорее его закончить. Мы не живем в тот момент, когда моем посуду. Фактически мы совершенно не способны радоваться жизни, когда стоим возле мойки. Если мы не можем мыть посуду, полностью включаясь в это занятие, есть вероятность, что мы не сможем и выпить чашку чая, полностью включаясь в это занятие. Пока будем пить чай, мы будем думать о других вещах и вряд ли ощутим чашку в руке. Таким образом, мы все время нацелены на будущее, не живем в настоящем и в результате не способны в полной мере ощущать себя в конкретный момент бытия.
А о чем думаете вы, уважаемый читатель, когда моете посуду?
Для многих людей их сознание является полем боя, на котором ведут баталии и борются за власть различные внутренние голоса. Так, например, один голос говорит, что сегодня нужно заниматься, другой зовет в кино, а в это время третий рассуждает о смысле бытия.
Многие психологи, создавая свои теории, учитывали эти различные стороны личности. Зигмунд Фрейд называет первый голос Сверх-Я, второй – Оно; Фриц Перлз, соответственно, – Собака-сверху и Собака-снизу; Эрик Бёрн – Родитель и Ребенок.
Эти теоретические системы очень полезны, но недостаток состоит в том, что в них все люди оказываются носителями одной и той же универсальной структуры личности и таким образом сглаживаются индивидуальные особенности отдельного человека. Например, Перлз пишет: «Собака-сверху ведет себя как задира, постоянно высказывает требования и угрожает жизненными катастрофами, а Собака-снизу воздействует своей беззащитностью, прося прощения, изображая плачущего ребенка и т. д.», – характеризуя этих вечно грызущихся персонажей вообще, а не применительно к данному конкретному человеку.
В системе Роберто Ассаджиоли внутренние голоса были названы субличностями. Их количество и особенности могут быть разными у разных людей. Каждая субличность строится на основе какого-то желания цельной личности. Сила каждого желания и соответствующей ему субличности может зависеть от ситуации, в которой впервые возникло это желание. Число субличностей в каждом человеке весьма велико. Есть субличности и для тех ролей, которые мы играем в жизни: Родитель, Ребенок, Начальник, Подчиненный, Учитель, Ученик, Пациент, Врач, Потребитель, Антрепренер и т. д. У многих из нас могут быть даже субличности, имеющие разное отношение к проблемам уличного движения, например Пешеход, Пассажир, Водитель.
У каждого человека есть несколько субличностей, отличающихся от субличностей других людей.
Давайте на практике попытаемся идентифицировать некоторые из ваших субличностей при помощи упражнения.

- 1. Введение
- 2. Психология общения
- 3. Начало общения
- 4. Как сообщить собеседнику о своих мыслях, потребностях и чувствах
- 5. Мужской и женский стили общения
- 6. Десять жалоб, которые обычно не встречают понимания
- 7. Три способа поддержать женщину, когда мужчине необходимо уединиться
- 8. Как надо слушать, не злясь
- 9. Психотехнологии влияния на людей
- 10. Универсальная схема влияния на людей
- 11. Влияние на людей в процессе убеждения
- 12. Нейролингвистическое программирование как реализация скрытого влияния на людей
- 13. Можно ли влиять на человека в ходе беседы и как это делать
- 14. Самонастрой
- 15. Конструктивное и деструктивное использование фантазий
- 16. Игра «Катастрофа»
- 17. Игра «Если бы я…»
- 18. Игра «Это он виноват…»
- 19. Игра «Идеальный вариант»
- 20. Игра «Как я ужасен!..»
- 21. Игра «Я опять все сделал не так…»
- 22. Игра «Он лучше»
- 23. Игра «Упреки»
- 24. Игра «Дырка в бублике»
- 25. Игра «Пессимист»
- 26. Игра «Что скажут соседи?»
- 27. Игра «Сентиментальные воспоминания»
- 28. Игра «Я не могу реализовать свои возможности»
- 29. Упражнение «Вечерний обзор»
- 30. Упражнение «Фиксирование мыслей»
- 31. Упражнение «Круг субличностей»
- 32. Упражнение «Диалог субличностей»
- 33. Упражнение «Психодрама субличностей»
- 34. Упражнение «Определите своего Критика»
- 35. Упражнение «Встреча с Саботажником»
- 36. Упражнение по разотождествлению
- 37. Упражнение по визуализации
- 38. Упражнение на релаксацию
- 39. Упражнение «Поплавок в океане»
- 40. Упражнение «Как было бы, если бы…»
- 41. Упражнение «Оживление приятных воспоминаний»
- 42. Упражнение «Храм тишины»
- 43. Упражнение «Передача энергии»
- 44. Упражнение «Заброшенный сад»
- 45. Упражнение «Маяк»
- 46. Искусство жить в настоящем
- 47. Упражнение «Значимый Другой»
- 48. Упражнение «Уровень Счастья» (начало)
- 49. Упражнение «Уровень Счастья» (продолжение)
- 50. Упражнение «Фея-крестная»
- 51. Упражнение «Просьбы и требования»
- 52. Упражнение «Идеальный контракт на будущее»
- 53. Упражнение «Удовлетворение тайных желаний»
- 54. Игра «Я хочу»
- 55. Игра «Я недоволен»
- 56. Игра «Я ценю»
- 57. Упражнение на интуицию
- 58. Ваше психическое здоровье – в ваших руках
- 59. Упражнение «Осознание дыхания»
- 60. Упражнение «Полное дыхание»
- 61. Упражнение «Ритмичное дыхание»
- 62. Упражнение «Подсчет количества еды и питья за сутки»
- 63. Упражнение «Прием пищи с полным осознанием»
- 64. Упражнение «Диалог с Обжорой»
- 65. Упражнение «Курение с полным осознанием»
- 66. Упражнение «Оценка двигательной активности»
- 67. Упражнение «Засыпание»
- 68. Упражнение «Абсолютное здоровье»
- 69. Упражнение «Диалог со временем»
- 70. Психология успеха, или Как стать счастливым
- 71. Как самостоятельно справиться со стрессами и психологическими проблемами
- 72. Как избавиться от нежелательных эмоций и вызвать желаемые
- 73. Упражнение «Как вызвать в самом себе большое искреннее чувство»
- 74. Упражнение «Клин клином вышибают»
- 75. Усложненный вариант упражнения «Клин клином вышибают»
- 76. Упражнение «Марионетка»
- 77. Упражнение «Знакомство с собой»
- 78. Усложненный вариант упражнения «Знакомство с собой»
- 79. Упражнение «Вкус еды, или Еда со вкусом»
- 80. Упражнение «Дайте волю своей фантазии»
- 81. Упражнение «Уставшая рука»
- 82. Упражнение «Мысленное движение – пальцы рук»
- 83. Упражнение «Мысленное движение»
- 84. Развитие уверенности в себе и чувства собственного достоинства
- 85. Упражнение «Осознание положительных качеств, талантов и достижений»
- 86. Упражнение «Утверждение себя и своих талантов»
- 87. Упражнение «Представление, что вы добились успеха»
- 88. Упражнение «Представление себя богатым и преуспевающим»
- 89. Упражнение «Деньги, деньги везде»
- 90. Упражнение «Увеличение ваших сбережений»
- 91. Упражнение «Представление себя преуспевающим»
- 92. Упражнение «Утверждение своего успеха»
- 93. Упражнение «Чувствуем уверенность в себе, где бы мы ни находились»
- 94. Развитие способности принимать верные решения
- 95. Упражнение «Принятие решения при помощи записи»
- 96. Упражнение «Обращение к советчику за советом»
- 97. Упражнение «Отправляемся в путешествие, чтобы найти ответ»
- 98. Упражнение «Получение ответов на воображаемом экране или от внутреннего голоса»
- 99. Упражнение «Обращение к своему телу для получения ответов»
- 100. Заключение
- 101. Литература
Комментариев: 0