Научная мотивация труда

2. Нематериальная мотивация персонала

Апологеты нематериальной мотивации утверждают: чтобы система стимулирования персонала работала как часы, необходимо включить в нее эффективные способы нематериальной мотивации сотрудников, которые апеллируют к высшим уровням потребностей человека, таких, как жажда уважения, саморазвитие и реализация потенциала.

В общем виде различают следующие виды нематериальной мотивации персонала:

1. Социальная мотивация. Сюда относится медицинская страховка, возможность обучения и саморазвития, обозначение перспектив карьерного роста. Социальная мотивация предполагает повышение у сотрудника ощущения собственной значимости путем привлечения к принятию решений, участия в управлении коллективом, делегирования важных полномочий.

2. Психологическая мотивация основана на потребности каждого человека в общении. Считается, что мотивировать нематериально методом психологической мотивации необходимо в первую очередь. Работа над созданием благоприятной обстановки в коллективе строится с учетом интересов всех сотрудников. Также в этом виде мотивации важную роль играет пример и авторитет руководителя, регулярное проведение корпоративных мероприятий.

3. Моральная мотивация. Затрагивает потребность в уважении со стороны коллектива и руководства компании. Наиболее эффективный инструмент – признание заслуг, для чего можно использовать устную публичную похвалу, доску почета, знаки отличия и грамоты.

4. Организационная мотивация. Проявляется в заботе о работнике, об организации его рабочего места, питании и отдыхе во время перерывов в работе. Эта мотивационная программа обычно реализуется через приобретение новой оргтехники на рабочие места сотрудников, открытие столовой, обустройство спортивных залов и комнат отдыха.



Я не буду глубоко погружаться в рассмотрение всех аспектов нематериальной мотивации персонала. Скажу главное: если не решена задача материальной мотивации работников к высокопроизводительному труду, то попытки решить эту задачу методами нематериальной мотивация бесполезны. Нематериальную мотивацию персонала можно использовать лишь как дополнение к материальной по принципу «кашу маслом не испортишь». Сначала должна быть полностью решена проблема мотивации труда на основе любой из трех технологий эффективного управления персоналом, рассмотренных в данной книге. Лишь после этого появляется смысл применять методы нематериальная мотивация.

Список цитируемой литературы

1. Бовыкин В. Новый менеджмент. Решение проблем управления. – М.: Экономика, 2004. – 362 с.

2. Голубничев И. Народное хозяйство СССР в цифрах (1860–1938) / Под ред. И. Петрова. – М.: Московский рабочий, 1940. – С. 5—16.

3. Муравьева Л.А. Экономическое развитие России во второй половине XIX – начале XX века//Международный бухгалтерский учет, 2017, т. 20, вып. 21. – С. 1273

4. Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. – М.: ЛитРес, 2016. – С. 15–65

5. Бразоль Б.Л. Царствование императора Николая II 1894–1917 в цифрах и фактах.// Исторические справки. – С. 93—121.

6. Степанов А.И. Место России в мире накануне Первой мировой воины// Вопросы истории. – 1993, № 2. – С. 156–163.

7. Братченко Т.М., Сенявский А.С. Раннеиндустриальная модернизация дореволюционной России, – М., 2007. – С. 323.

8. Тери Э. Россия в 1914 году. Экономический обзор. – Париж: Ymca-Press, 1986. – С. 162.

9. РАН, Россия на пути к современной и динамичной экономике, под редакцией академиков А.Д. Некипелова, В.В. Ивантера, С.Ю. Глазьева. – М., 2013. – С. 84.

10. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. – М: Библиотека журнала «Контроллинг», 1911. – С. 104.

11. Гладуэлл М. Гении и аутсайдеры.; пер. с англ. Галкин О. – М.: МИФ, 2016 г. – С. 50

12. Пиндайк Р., Рабинфельд Д. П32 Микроэкономика / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2011. – С. 565.

13. Форд Г. Моя жизнь. Мои достижения. – М.: Издательство АСТ, 2012. – С. 56

14. Самарина Г.П. Ноосферная экономика: назад к истокам. Базисное значение труда и мотивации / Г.П. Самарина, С.Е. Дорошко, В.А. Чекирда. – Санкт-Петербург, 2008. – С. 10–20.

15. Азаренок А., Татарченко О. Анархист конвейерного типа // Коммерсантъ Деньги. № 29 от 26.07.2000, – С. 39

16. Akerlof G.A. Labor Contracts as Partial Gift Exchange // Quarterly Journal of Economics. 1982. Vol. 97. P. 543–569.

17. Yellen J.L. Efficiency Whge Models of Unemployment // The American Economic Review. – 1984. Vol. 74. P. 200–205.

18. Shapiro C., Stiglitz J. E. Equilibrium Unemployment as a Worker Discipline Device// The American Economic Review. – 1984. Vol. 74. P. 433–444.

19. Бетс Г., Брайндли Б., Уильямс С. и др. Толковый словарь. – М.: «ИНФРА-М», Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. – 1998.

20. Мэнкью Н.Г. Принципы экономики. – СПб: Питер Ком, 1999. – C. 572.

21. Форд Г. Сегодня и завтра. – М.: Государственное издательство (Москва, Ленинград), 1927. – Гл. 13.

22. Международная научная конференция «Современная российская экономика: кейнсианский вариант выхода из стагнации»: сборник тезисов / под ред. А.А. Пороховского, К.А. Хубиева, С.В. Кайманакова. – М.: Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2017. – С. 85–87.

23. Lincoln J. Intra- (and Inter-) Organizational Networks // Research in the Sociology of Organizations / S. Bacharach (ed.). Vol. 1. Greenwich, CT: JAI Press, 1982. P. 1—38.

24. Шпотов Б.М. Генри Форд // Вопросы истории. – 1995. – № 4. – С. 57–77.

25. Ленин В.И. Полный сборник сочинений. – Т. 39, Великий почин. – С. 21.

26. Форд и Сталин: о том, как жить по-человечески: Альтернативные принципы. – СПб: Концептуал, 2002. – С. 198–200.

27. Форд Г. Международное еврейство. / Пер. с англ. – Берлин, издание Т.Б. Ченахчинского, 1925.

28. Форд Г. Моя жизнь, мои достижения: с современными комментариями / Генри Форд. – М.: Издательство АСТ, 2020. – С. 10–20.

29. Беляев Н.З. Генри Форд. – М.: Журнально-газетное объединение, 1935. – С. 168–190.

30. Достижения бизнеса минувшего века // Деловая пресса, 2(49) от 10.01.2001.

31. Шпотов Б.М. Генри Форд: жизнь и бизнес. – М.: КДУ, 2005. – С. 134–135.

32. Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента. – М., 1991. С. 21.

33. Бовыкин В. Новый менеджмент. Решение проблем управления. – М.: Экономика, 2004. – С. 155.

34. Котлер Ф. Основы маркетинга. / Пер. с англ. – М., 1990. – С. 47.

35. Котлер Ф. Основы маркетинга. / Пер. с англ. – М., 1990. – С. 48.

36. Гельвеций К.-А. Об уме. Сочинения. – М., 1974, т. I. – С. 186.

37. Бовыкин В. Новый менеджмент //Часть IV. Научная мотивация труда. – М.: Экономика, 2004. – С. 209.

38. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. / Пер. с англ. – М., 1992. – С. 382.

39. Грейсон Д. мл., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. / Пер. с англ. —М., 1991. – С. 161.

40. Drucker P.F. Management and the World’s Work // Harv. Business Review. 1988. № 5.

41. Детмер У. Теория ограничений Голдратта: системный подход к непрерывному совершенствованию. – М.: Альпина Паблишер, 2017.

Показать оглавление

Комментариев: 0

Оставить комментарий