Научная мотивация труда

4. Необходимость решения проблемы мотивации труда в странах с низкопроизводительной культурой

Итак, широко распространено мнение, что россияне недисциплинированны и трудятся спустя рукава. В этом есть доля правды. Однако верно и то, что подобное отношение к труду присуще минимум 75 % населения Земли, которые живут в 150 «вечно» развивающихся странах. В этих странах, как и в России, по разным причинам также сложилась низкопроизводительная культура.

Следует заметить, что такие же проблемы существовали раньше и во многих развитых странах. Возьмем опять пример самой высокоразвитой страны мира – США. В 1911 г. Ф.У. Тейлор в книге «Принципы научного менеджмента» так описал низкопроизводительный труд американцев:

«…Англичане и американцы – величайшие спортсмены в мире. Когда американский рабочий играет в бейсбол… можно с уверенностью сказать, что он напрягает каждый нерв для того, чтобы обеспечить победу своей партии. Он делает все, что может, для того, чтобы получить максимальное возможное число очков. Всеобщее настроение в этом отношении так сильно, что всякий человек, который в спорте не дает всего, что может, будет заклеймен кличкой «бросового игрока» и станет предметом презрения для всех своих компаньонов.

Однако когда тот же самый рабочий приходит на работу на следующий день, то, вместо того, чтоб прилагать все усилия для максимально возможного повышения своей выработки, он в большинстве случаев сознательно стремится работать так мало, как только может, и давать значительно меньшую выработку, чем та, на которую он в действительности способен: во многих случаях не более одной трети или половины надлежащей дневной выработки. И действительно, если бы он всеми силами стремился к возможному повышению своей выработки, то за это его товарищи-рабочие отнеслись бы к нему еще хуже, чем если бы он оказался «бросовым игроком» в спорте. Недовыработка, то есть сознательно медленная работа, с целью недопроизводства полной дневной выработки, – «солдатская работа», как это называют в США, «прохлаждаться», как это называют в Англии, «са саnае», как это называют в Шотландии, – представляет собой почти повсеместное явление в промышленных предприятиях и преобладает в значительных размерах также и в строительной промышленности.

Такого рода «прохладца» представляется явлением настолько общераспространенным, что вряд ли можно найти хоть одного опытного рабочего на крупном предприятии, как бы он ни работал – поденно, сдельно, по особому соглашению или по какой-нибудь иной из обыкновенно применяемых систем оплаты, – который бы не посвящал значительной доли своего времени исследованию того, насколько он может замедлить темп своей работы, продолжая держать своего хозяина в убеждении, что он работает хорошим темпом…»[10].

Мы можем видеть, что и в Америке в начале XX в. существовала аналогичная проблема. Но американцы ее решили! Поэтому наличие низкопроизводительной культуры не приговор. В странах, имеющих такую культуру, проблему мотивации труда необходимо целенаправленно решать.

Глава II

Эффективная зарплата и смена стратегии ведения бизнеса

Стратегия ведения бизнеса XIX в.

Генри Форд. 5 долларов, изменившие мир. Эффективная зарплата

Новая революционная стратегия ведения бизнеса XX в.

Непреднамеренное сокрытие новой стратегии

Пробел в науке управления породил кризис менеджмента

Почему эффективная зарплата должна быть более чем в 2 раза выше рынка

1. Стратегия ведения бизнеса XIX в.

«Купить дешевле – продать дороже» – так можно сформулировать старую, как мир, стратегию ведения бизнеса. Ее всесторонне исследовал К. Маркс в середине XIX в. в своем труде «Капитал». Он описал сложившуюся в мире форму товарного обращения следующим образом: Д – Т – Д” (Д (деньги) → Т (товар) → Д” (деньги с прибылью)). Иными словами, для получения прибыли нужно, опираясь на спрос и предложение, постараться дешевле купить товар, а затем дороже продать его. Это же правило касалось и производства – нужно дешевле купить сырье и материалы, рабочую силу, а затем произвести товар с новой добавленной стоимостью и постараться дороже его продать.

Маркс, описывая экономику XIX в., подчеркивал, что при капиталистическом производстве рабочая сила – это товар. Поэтому, когда производство растет, спрос на рабочую силу повышается, в результате растет зарплата – цена товара «рабочая сила». Во время кризисов происходит падение уровня производства и, как следствие, падение спроса на рабочую силу, в результате зарплата снижается. При этом наемные работники, интересы которых объективно противоположны интересам работодателей, получая заработную плату не выше рыночной, не были заинтересованы трудиться высокопроизводительно. О работе «с прохладцей» говорил и Ф.У. Тейлор. Однако это явление не очень-то расстраивало работодателей XIX в., так как для них оставалось главным – купить как можно дешевле рабочую силу (так же, как и сырье и материалы) и продать дороже произведенный товар (услугу), чтобы заработать прибыль.

Так как бизнес нельзя рассматривать без учета отношений между работодателями и работниками, стратегию ведения бизнеса в XIX в. можно сформулировать более полно: «Низкая зарплата – низкая производительность труда и купить дешевле – продать дороже». Практически все страны мира в XIX в., ставшие на рельсы рыночной экономики, использовали данную стратегию ведения бизнеса.

Эта стратегия, рожденная в глубине веков, кажется совершенно очевидной, как с доисторических времен всем казалось очевидным, что Земля плоская. Сегодня, напротив, все точно знают, что Земля круглая, и раньше люди в этом вопросе глубоко заблуждались… Аналогично стратегия ведения бизнеса «низкая зарплата – низкая производительность труда и купить дешевле – продать дороже» – это не просто глубокое заблуждение, сегодня, в ХХI веке, – это архаичная, абсолютно проигрышная стратегия ведения бизнеса. Что представляет собой новая выигрышная бизнес-стратегия и каким было первое в мире решение проблемы мотивации труда, рассмотрим ниже.

Показать оглавление

Комментариев: 0

Оставить комментарий