Научная мотивация труда

4. Потенциал роста прибыльности российских предприятий

Итак, решение проблемы мотивации персонала и дальнейшие действия в рамках стратегии устранения ограничений позволяют повысить производительность труда и, как следствие, удешевить производство, сделав возможным для предприятий применение выигрышной рыночной стратегии «сделать так же, но дешевле». Все это позволяет уверенно наращивать объем продаж и прибыль. В связи с этим продемонстрируем потенциал роста прибыльности российских предприятий с учетом 4-кратного потенциала повышения производительности труда.

Стремясь повысить прибыльность, предприятие может выбрать одну из двух тактик повышения производительности труда:

1. Произвести тот же объем продукции меньшим числом персонала. Вы можете сократить количество персонала, повысив производительность труда, и делать прежний объем меньшим числом. В этом случае сокращается ФОТ и повышается рентабельность.

2. Произвести больший объем продукции тем же числом персонала. Данную тактику вслед за Фордом используют все успешные зарубежные компании. Повышая производительность труда, они снижают себестоимость. Появляется возможность безболезненно установить цены ниже рынка (или повысить потребительские качества товара по той же цене), а значит, получить больше клиентов и большую долю рынка. Продукция начинает уходить с колес. К примеру, по такому сценарию работают все японские, корейские и китайские компании, выдавливая с рынка конкурентов.



В рамках второй тактики на российских предприятиях при повышении производительности труда в 4 раза сохраняется численность персонала и при этом происходит наращивание объемов производства также до 4 раз, что позволяет существенно снизить цены, увеличить продажи и прибыль, то есть «сделать так же, но дешевле». Результат – 3-кратный потенциал роста валовой прибыли, причем рост происходит минимум на 3 фонда оплаты труда (ФОТ).

Рассмотрим эту тактику более детально.

Можно сказать, что если производительность труда работника составляет 25 %, то при повышении производительности в 4 раза (до 100 %) объем работы, выполненный им, увеличится в 4 раза (он будет один работать за 4 низкопроизводительных сотрудников). В этом случае автоматически высвобождается заработная плата 3 работников. Как следствие, доходность предприятия вырастает на эти 3 сэкономленные зарплаты.





То есть потенциал прибыльности организаций при повышении производительности труда всего персонала в 4 раза составляет минимум 3 ФОТ. Продемонстрируем данный вывод на нижеприведенной схеме. За основу возьмем схему известного всем бюджета доходов и расходов.





1. Исходное состояние – это схематичное представление основных статей бюджета доходов и расходов (смотри схему ниже).

2. При повышении производительности труда в 4 раза затраты на сырье и материалы пропорционально увеличиваются также в 4 раза. Фонд оплаты труда (ФОТ) и накладные расходы, в свою очередь, относятся к условно-постоянным затратам. Так как ФОТ остается неизменным (пока пренебрежем незначительными увеличением ФОТ на 25 % при решении проблемы мотивации труда), неизменными остаются и накладные расходы, при этом существенно возрастает потенциальная валовая прибыль.

3. Но увеличить объемы продаж в 4 раза при прежних ценах и расходах на маркетинг, очевидно, будет проблематично. Поэтому предприятие оставляет себе часть валовой прибыли в размере 3 фондов оплаты труда – прямой эффект от роста производительности труда в 4 раза, а оставшуюся часть валовой прибыли направляет на финансирование расходов на маркетинг, гарантирующих сбыт (при эластичном спросе за счет этих средств можно существенно снизить цену, их можно использовать на доставку товара в новые удаленные регионы, на оплату таможенных пошлин при экспорте товара в другие страны и т. п.).







Это были теоретические расчеты. На практике мы видим те же самые результаты. Нами была проанализирована экономика многих отечественных производственных предприятий, которые кратно повысили производительность труда. Выяснилось, что при повышении производительности труда до 4 раз (то есть при повышении до 4 раз объема производства с тем же количеством персонала) большинству производственных предприятий, у которых значительная доля добавленной стоимости (до 50 %) в цене продукции, можно снижать отпускные цены до 25 процентов, при этом валовая прибыль повышается до 4 раз и не менее трех ФОТ (смотри схему выше). Очевидно, если так существенно снизить цену, то проблем со сбытом тоже не будет.

Причина такого эффекта проста – при росте объемов до 4 раз при том же количестве персонала доля заработной платы и всех остальных условно-постоянных затрат в себестоимости каждой единицы продукции сокращается также до 4 раз, что экономит предприятиям большие средства. За счет этих средств удается существенно снизить цену и снять практически все проблемы со сбытом. А выросшие объемы продаж позволяют кратно повысить валовую прибыль. И это все реально. Это не только теоретические расчеты, повторюсь, это анализ бухгалтерской отчетности производственных предприятий России, повысивших в 3–4 раза производительность труда. То есть беспроигрышная стратегия «сделать так же, но дешевле» абсолютно применима и к российским производственным предприятиям.

Обратимся также к строительным и торговым компаниям. Здесь, как и в любых других бизнесах, данная тактика даст аналогичный эффект. Ведь что такое повышение производительности труда в 4 раза, к примеру, в строительстве? Это сокращение в 4 раза рабочего времени на производство строительно-монтажных работ. Поэтому при росте производительности труда до 4 раз тем же количеством персонала за тот же период времени можно построить в 4 раза больше объектов. Как следствие, в 4 раза сокращаются условно-постоянные затраты (затраты на заработную плату и накладные расходы), относимые на каждый объект. А это значительные средства, благодаря которым можно безболезненно снижать цены также до 25 %. При этом валовая прибыль строительных компаний увеличивается также до 4 раз (и не менее 3 ФОТ). Понятно, что при таком снижении цен проблем со сбытом не возникнет. Недвижимость будет раскупаться как горячие пирожки.

Повышение производительности труда в 4 раза для торгового предприятия означает, что при том же количестве персонала товарооборот повышается в 4 раза. При этом расчеты показывают, что в этом случае торговую наценку можно безболезненно снижать до 2 раз. Как следствие, снижаются цены, что позволяет наращивать объемы. Валовая прибыль при этом возрастает также в 4 раза и не менее 3 ФОТ.

Таким образом, стратегия «сделать так же, но дешевле» дает практически одинаковый результат в любом бизнесе: производственном и строительном, в торговле и сельском хозяйстве, на предприятиях любых других отраслей.

Итак, отказ от безнадежно устаревшей расточительной стратегии ведения бизнеса XIX в. «низкая зарплата – низкая производительность труда и купить дешевле – продать дороже» и принятие современной ресурсосберегающей бизнес-стратегии XX–XXI вв. «высокая зарплата – высокая производительность труда и сделать так же, но дешевле» открывает российским предприятиям прямой путь к росту продаж и прибыли.

Показать оглавление

Комментариев: 0

Оставить комментарий