Назад: Общество домонгольской Руси
Дальше: Восстановление демократической составляющей верховной власти
Предпосылки демократических традиций
Во времена Высокого Средневековья с ослаблением городов, с резким уменьшением процента городского населения становится малозаметна демократическая составляющая власти. Однако сохраняется сельский, а возможно и волостной сход, а в городах складываются свои структуры гражданского общества – сотни и слободы с выборными старостами. Существует и некая демократическая традиция судопроизводства. Во всяком случае, Судебник 1497 г. воспрещает судье вести процесс без участия «лучших людей» общества. Мы здесь наблюдаем некую зачаточную форму суда присяжных. Причем Судебник, видимо, лишь зафиксировал сложившуюся практику, как он сделал это и в отношении других норм в других своих статьях. Тем не менее, говорить о возвращении к развитым тенденциям самоуправления можно только с середины XVI в.
В знаменитых реформах Избранной рады самоуправление целиком переходит в руки выборного начальника. Так, главой волостного самоуправления становится земский староста, избираемый из круга местных дворян, а помощниками его – земские целовальники из зажиточных местных крестьян. Если земский староста подобен испанскому алькальду, то англосаксонскому шерифу подобен губной староста – глава полицейской службы и судья по простым вопросам, по несложным делам. Он также избирается из круга местных дворян, а губные целовальники (помощники шерифа) – из местных крестьян. Развитая система самоуправления существует вплоть до петровского переворота, и существует она на фоне чрезвычайно низкой бюрократизации на местах.
Правда, в городах назначаются коронные представители (воеводы). Однако даже в крупном городе, типа Нижнего Новгорода, был один воевода и один дьяк воеводской канцелярии. Вероятно, они располагали каким-то обслуживающим персоналом, но прежде всего это были не чиновники, а местная воинская сила. Например, известно, что в середине XVII в. для созыва выборщиков перед Земским собором рязанский воевода Огарев рассылал по станам пушкарей, что говорит о ничтожности его бюрократического аппарата. Есть несколько примеров конфликтных ситуаций, когда в процессе выборов на Земский собор воевода опирался на местную воинскую силу (так было, например, при выборах на Уложенный собор в 1648 г.). Но характерно, что в этих случаях верх одерживали земские выборные власти.

Дальше: Восстановление демократической составляющей верховной власти
- 1. Социальные традиции в русской культуре
- 2. Корни традиции
- 3. Общество домонгольской Руси
- 4. Предпосылки демократических традиций
- 5. Восстановление демократической составляющей верховной власти
- 6. Петровский бюрократический переворот и его последствия
- 7. Дальнейшие тенденции XVIII века
- 8. XIX век и его социальные тенденции
- 9. Эпоха великих реформ
- 10. Начало XX века
- 11. Что такое Россия?
- 12. Две мифологемы консерватизма в русском историческом сознании
- 13. Русский город и русский дом [1]
- 14. Где жить русскому народу?
- 15. Город – это наше все
- 16. Христианский мир – городской
- 17. Гардарики – «страна городов»
- 18. Социальная и архитектурная организация русского города
- 19. Демос русского города
- 20. Русская усадьба: палисадник, мезонин, сарай
- 21. Город-сад
- 22. Смута. Разрушители русского общества и русского города
- 23. Революция разрушила все наиболее русское
- 24. Советский город
- 25. Лужковская Москва
- 26. Ложь современных строителей
- 27. Человек – не крыса
- 28. Регенерация. Город Русской Империи
- 29. Граждане XXI века
- 30. Россия в XX столетии
- 31. Русское западничество
- 32. Фаза этнического надлома
- 33. Антисистема
- 34. Параметры христианской политики
- 35. Церковь – субъект политики
- 36. Церковь и государство
- 37. Правовое положение Церкви
- 38. Внутренняя и внешняя бюрократия
- 39. Церковь и нация
- 40. Православная этика и политика
- 41. Размышления о национальном достоянии
Комментариев: 0