На главную: Предисловие
Дальше: Виды резьбы по дереву
Введение
История развития искусства резьбы по дереву насчитывает тысячелетия. Человек издревле стремился украсить свой дом и орудия труда, и наиболее доступным и удобным материалом для этого было дерево. Из него изготавливали разнообразные предметы: от декоративных украшений и вещей, необходимых в повседневном обиходе, до архитектурных композиций и абстрактных произведений. Как свидетельствуют предметы, относящиеся к эпохе палеолита, наши далекие предки начали заниматься резьбой много тысячелетий назад: они обрабатывали кости мамонтов и рога оленей, резали по камню. Вне всякого сомнения, они с удовольствием занимались и резьбой по дереву, только за минувшие эпохи изделия из древесины, увы, превратились в труху. Но до наших дней сохранился по меньшей мере один деревянный стул эллинистической эпохи с резными ножками (IV–I вв. до н. э.).
Несмотря на то что дерево легко сгорает и подвержено гниению на воздухе, искусство резной скульптуры и орнамента постоянно развивалось. Резьбу применяли не только для изготовления украшений, но и для создания магических талисманов и амулетов. Тотемы, вырезанные из дерева, неизменно сопровождали древние племена на всех континентах. Резные жезлы правителей и жрецов служили символом верховной власти практически во всех государствах. Викинги вырезали руны на щитах и рукоятках мечей, веря, что эти символы придадут мощь оружию и прочность доспехам.
Искусство резьбы по дереву достигло расцвета в Средневековье. В восхитительных орнаментах скандинавских храмов XI–XII вв. сочетаются элементы христианского искусства и северные языческие мотивы – в частности, невероятно сложные кельтские темы, напоминающие плетеные узоры миниатюр, украшавших старинные инкунабулы. Изящные деревянные резные фигуры стали подлинным украшением собора Святого Павла в Лондоне, равно как и многих других храмов. В XV в., в эпоху Ренессанса, возникло искусство гравюры – печатного оттиска на бумаге (или на сходном материале) с пластины («доски»), на которой вырезан рисунок. Но и за много веков до появления эстампов и печатных книг правители разных стран и богатые торговцы использовали оттиск собственных перстней и специальных печатей как знак проявления своей воли. Сотни резных печатей с загадочными письменами были найдены во время раскопок в Хараппе и Мохенджо-Даро – центрах древнеиндийской цивилизации, прекратившей свое существование во II тыс. до н. э.
Резьба по дереву была наиболее доступным и широко распространенным видом творческой деятельности и в Древней Руси. При раскопках древних городищ и курганов археологи обнаружили нехитрые приспособления, которыми пользовались деревянных дел мастера: топор, тесло, долото. А ведь эти же инструменты используют для резьбы до сих пор!
Самыми ранними символами в декоративном народном искусстве были уточки и кони. В Эрмитаже в Санкт-Петербурге хранится ковш-ложечка с изящной ручкой в виде птичьей головы (III в. до н. э.). Наши предки считали, что изображение птицы на какой-либо домашней утвари приносит счастье. Если вырезали коня, то ждали в доме Божьей благодати. Вырезанную фигуру с магическими знаками называли оберегом.
Подобные предметы были призваны оберегать человека и его жилище от всевозможных бед. В те времена считалось, что у каждого живого существа есть дух, который этим существом и распоряжается: домовые, духи леса, лошадиные. Чтобы задобрить такого духа и попросить его оберегать, допустим, лошадь в течение года, необходимо было сделать соответствующего идола – фигурку лошади. В процессе работы нужно было, чтобы нож прикоснулся к дереву только 365 раз (по количеству дней в году), при этом необходимо было произносить заклинания. Верили, что если сделать идола за 360 прикосновений, то хозяйский конь на пять дней в году останется беззащитным. А если прикоснуться ножом к оберегу хоть один лишний раз, то заклинания вообще потеряют силу. Великим грехом считалось раскрыть тайну заговора, магических слов или посвятить в таинство несовершеннолетнего.
Существовал специальный идол, оберегавший деревни. Выполняли его за 52 (по количеству недель в году) прикосновения инструмента к дереву и ставили на высоком столбе у въезда в селение, дабы не пускал к его жителям стихийные бедствия, болезни, разбойников.
Языческая вера в существование богов и духов отразилась и в строительстве жилищ. Так, двускатная крыша славянского дома символизировала суточное движение солнца по небосводу. С помощью геометрической резьбы изображали небесное светило, проходящее свой путь от восхода до заката. Среднее положение солнца – полдень – представляли более крупно и многогранно. Зачастую его символом была лошадиная голова – конек. Горизонтальная доска с нависшими «каплями» означала хляби небесные. Все эти сакральные символы играли важную роль в жизни наших предков.
С приходом в 988 г. христианства на Русь стало запрещено изготавливать и хранить магические обереги. Но резьба по дереву очень хорошо вписалась и в христианскую традицию. Деревянная резная скульптура на библейские темы стала подлинным украшением храмов, и до сих пор искусно вырезанные иконостасы вызывают восхищение. В X в. в Киеве имелись целые резчицкие мастерские, которые занимались декоративным оформлением храмов, жилищ и предметов быта. В Новгороде был обнаружен фрагмент резной деревянной колонны, относящейся к началу XI в.
На протяжении многих столетий мастерски выполненная резьба продолжала украшать деревенские избы, жилища, корабли, мебель, посуду, орудия труда – прялки, швейки, вальки. Народные деревянные игрушки отличались яркостью образов, тонким юмором и подлинной красотой.
В XVI–XVIII вв. резьба по дереву потеряла мифологическую подоплеку и стала носить только декоративный характер. Создавались крупные резчицкие мастерские и артели, многие мастера использовали свои умения для украшения дворцовых ансамблей Киева, Батурина, Санкт-Петербурга, Москвы и многих других. Одним из наиболее ярких памятников в истории русского резного искусства является Коломенский деревянный дворец под Москвой, который был построен во второй половине XVII в. для царя Алексея Михайловича. Очевидцы называли его восьмым чудом света.
В XIX в. искусство резьбы по дереву стало приходить в упадок – тому способствовали бурная индустриализация и прекращение государственной поддержки. Сейчас же наблюдается его подлинное возрождение. Открываются и становятся популярными целые школы и коллективы декоративно-прикладного искусства. Появляются новые стили, направления и приемы. Можно смело сказать, что история этого искусства пишется и в наши дни.
Резьба по дереву может доставить большое удовольствие, и эта книга написана как раз для того, чтобы помочь вам его испытать. Принимая самые разнообразные формы – от кустарных поделок до скульптуры, – резьба может быть как искусством, так и ремеслом, а зачастую является тем и другим одновременно. В наше время резьба не является исключительной прерогативой ремесленников или художников, это занятие может скрасить досуг всех, у кого вызывает живой интерес.
Практические советы и приводимые в этой книге примеры обучат вас различным приемам выявления самых невероятных и затейливых форм, скрытых в обычном деревянном бруске. Обучившись резьбе, вы сможете извлекать их из плена.

- 1. Введение
- 2. Виды резьбы по дереву
- 3. Плосковыемчатая резьба
- 4. Плоскорельефная резьба
- 5. Рельефная резьба
- 6. Прорезная резьба
- 7. Скульптурная резьба
- 8. Домовая резьба
- 9. Краткое материаловедение
- 10. Строение древесины
- 11. Признаки и свойства древесных пород
- 12. Мягкие лиственные породы
- 13. Мягкие хвойные породы
- 14. Лиственные породы средней твердости
- 15. Твердые лиственные породы
- 16. Твердые хвойные породы
- 17. Подготовка материала
- 18. Сушка древесины
- 19. Заделка трещин
- 20. Удаление сучков
- 21. Инструменты и приспособления для резьбы по дереву
- 22. Ножи
- 23. Приемы работы ножами
- 24. Стамески
- 25. Плоские стамески
- 26. Плоские стамески с бортиками
- 27. Полукруглые стамески
- 28. Царазики и уголки
- 29. Клюкарзы
- 30. Прочий инструмент
- 31. Заточка и правка инструмента
- 32. Заточка ножей
- 33. Заточка прямых стамесок
- 34. Заточка профильных стамесок
- 35. Копирование изображений на заготовку
- 36. Геометрические построения в резьбе
- 37. Применение принципа золотого сечения
- 38. Деление окружности на равные части
- 39. Сопряжения
- 40. Построение окружности большого диаметра
- 41. Определение центра окружности
- 42. Построение овалов
- 43. Построение овоида
- 44. Построение эллипсов
- 45. Построение куполов
- 46. Построение спирали
- 47. Приемы и техника резьбы по дереву
- 48. Техника выполнения плосковыемчатой резьбы
- 49. Контурная резьба
- 50. Геометрическая резьба
- 51. Скобчатая, или ногтевидная, резьба
- 52. Техника выполнения плоскорельефной резьбы
- 53. Плоскорельефная резьба с заоваленным контуром
- 54. Плоскорельефная резьба с подушечным фоном
- 55. Плоскорельефная резьба с подобранным (выбранным) фоном
- 56. Техника выполнения прорезной резьбы
- 57. Распиливание древесины
- 58. Выпиливание лобзиком
- 59. Техника выполнения рельефной резьбы
- 60. Техника выполнения скульптурной (объемной) резьбы
- 61. Лесная скульптура
- 62. Отделка готовых изделий
- 63. Отбеливание
- 64. Обессмоливание
- 65. Шлифование и полировка
- 66. Тонировка
- 67. Морение
- 68. Тонировка мелкорельефной резьбы
- 69. Тонировка изделия, покрытого лаком
- 70. Тонировка масляной краской
- 71. Тонировка цветными карандашами
- 72. Тонировка природными красителями
- 73. Имитация черного дерева
- 74. Окраска деталей домовой резьбы и садовой скульптуры
- 75. Особенности масляных красок
- 76. Подготовка поверхности к окраске
- 77. Прозрачная отделка
- 78. Прозрачная отделка в домовой резьбе
- 79. Прозрачная отделка в художественной резьбе
- 80. Приложение. Образцы графики для резьбы по дереву
- 81. Вместо заключения: техника безопасности при резьбе
- 82. Литература
Комментариев: 0