Выжигание с помощью раскаленных инструментов
Этот вид выжигания по дереву зародился в древности, когда мастера раскаляли кочергу или другой кусок металла и затем наносили им рисунок по деревянной поверхности. Такой вид пирографии до сих пор нередко применяется на многих континентах и островах аборигенами, которые создают для продажи туристам плечики для одежды, тыквы-горлянки с народным орнаментом и разнообразные сувениры, покрытые выжженными рисунками и символами. Если вы, сидя у костра, испытываете непреодолимое желание попробовать сделать нечто подобное своими руками, обязательно поддайтесь ему, но только не забудьте о мерах предосторожности, чтобы защитить руки от горячего металла.
Для выжигания повторяющихся рисунков (орнаментов) очень удобно использовать металлические клише разнообразных форм и размеров (этот вид выжигания, называемый пиротипией, будет в дальнейшем описан довольно подробно). Но, кроме различных штампов, можно использовать прокатку по обрабатываемой поверхности полых металлических, бронзовых или медных барабанов, нагретых до 150–170 °С. Вращающиеся пустотелые барабаны нагревают изнутри, а негативные формы для отпечатков рисунков, подлежащих выжиганию, гравируют на сменных цилиндрах или кольцах большего диаметра, надеваемых на барабан. Степень нагревания барабана и давление его на обрабатываемую поверхность регулируют. Ускоряя или замедляя скорость подачи деталей под барабан, достигают получения разнообразных тонов и оттенков коричневого цвета в окраске фона или рисунка древесины. Диаметр такого барабана в зависимости от размеров обрабатываемой заготовки может составлять до 500 миллиметров.
Впрочем, можно обойтись инструментами гораздо меньших размеров. Так, например, гуцульские мастера широко используют накатки, которые изготавливают из зубчатых колесиков, закрепленных на конце вилкообразного держателя. Раскаленной на открытом огне накаткой с усилием проводят по заготовке, получая выжженный рисунок, соответствующий форме зубцов колесика (рис. 2). Самое интересное, что таким способом можно не только создавать орнамент из мелких повторяющихся деталей, но и рисовать! В таком случае весь рисунок будет состоять из мелких штрихов – отпечатков зубцов накатки, которые и образуют линии выжженного изображения.

Рис. 2. Использование накатки.

- 1. Введение
- 2. Виды пирографии
- 3. Негативная пирография
- 4. Выжигание открытым пламенем
- 5. Обработка горячим песком
- 6. Выжигание газовым резаком
- 7. Выжигание солнечным лучом
- 8. Выжигание трением
- 9. Рельефная резьба
- 10. Миниатюрная пирография
- 11. Каллиграфия
- 12. Выжигание с помощью раскаленных инструментов
- 13. Древесина как материал для пирографии
- 14. Строение древесины
- 15. Особенности древесных пород
- 16. Инструменты мастера пирографии
- 17. Пирографические приборы
- 18. Другое оборудование и подготовка рабочего места
- 19. Изготовление деревянных заготовок
- 20. Распиливание древесины
- 21. Предварительная химическая обработка
- 22. Шлифование
- 23. Подготовка и перенос рисунка на заготовку
- 24. Поиск подходящих изображений
- 25. Расположение рисунка на заготовке
- 26. Перенос рисунка
- 27. Общие принципы выжигания
- 28. Подготовка к работе
- 29. Первые шаги
- 30. Техника выполнения рисунка
- 31. Работа косым пером
- 32. Работа клювовидным (писчим) пером
- 33. Работа ретушерами (штриховыми перьями)
- 34. Работа подковообразным пером
- 35. Работа штампами
- 36. Техника выжигания надписей
- 37. Общие замечания
- 38. Техника выполнения фона
- 39. Основы создания текстуры
- 40. Штриховка проволочными наконечниками
- 41. Замечания общего характера
- 42. Штриховка клювовидным (писчим) пером
- 43. Штриховка ложковидным ретушером
- 44. Штриховка твердыми насадками
- 45. Практический пример техники нанесения теней
- 46. Примеры изготовления пирографических изделий
- 47. Работа по криволинейным поверхностям
- 48. Силуэты
- 49. Негативный силуэт
- 50. Бордюры
- 51. Круглые бордюры
- 52. Имитация инкрустации
- 53. Простейшие поделки
- 54. Кружка в деревенском стиле
- 55. Декоративная тарелка «Деревянная крепость»
- 56. Картина «Рассвет»
- 57. Выявление и исправление типовых ошибок
- 58. Пирография и цвет
- 59. Окраска вокруг пирографии
- 60. Окраска поверх пирографии
- 61. Окраска смежных участков
- 62. Окончательная обработка изделий
- 63. Лакирование поверхности изделия
- 64. Отделка маслами и мастиками
- 65. Отделка воском
- 66. Выжигание по коже
- 67. Приложение: образцы графики для выжигания
- 68. Вместо заключения: техника безопасности при занятиях пирографией
- 69. Литература и другие источники
Комментариев: 0